Блог

Прядение и ткачество у ацтеков: женское начало, связь жизни и смерти

В древней Мексике ткачество ассоциировалось с процессом сотворения в самом широком смысле этого слова. Женщина не просто создавала нить или ткань, но в определённом смысле участвовала в созидательном процессе в мировом масштабе, структурируя энергию теотль.

Женщина за ткацким станком. Флорентийский кодекс. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Женщина за ткацким станком. Флорентийский кодекс. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Так, индейцы уичоль считали, что ткачество является своего рода шаманизмом. Ткани в этом случае были продуктом внетелесных видений ткачей, результатом событий, свидетелями или участниками которых была духовная сущность (см. Сны ацтеков и реальность). Процесс создания ткани, как и шаманские практики, с точки зрения индейцев, представлял собой трансформацию окружающего мира, результаты которой зависели от мастерства ткача. Труд хорошего мастера называли «цветком и песней», продукт же плохого ремесленника напоминал «початок кукурузы».

Лучше всего связь прядения и трансформации энергии отражена в головном уборе богини Тласолтеотль, состоящем в том числе из пары веретен с непряденым хлопком. Богиня поглощает мусор и грязь, преобразуя их в удобрения, питающие жизнь. Точно так же из спутанных волокон хлопка в процессе прядения создается тонкая нить, которая затем превращается в ткань.

Тласольтеотль. Кодекс Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Тласольтеотль. Кодекс Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Процесс создания ткани, таким образом, представлял собой миниатюрную модель изменений мироздания. Здесь, например, можно увидеть рождение и смерть, и следующую за смертью новую жизнь. Так, веретено, на которое наматывается нить, растет в размерах, напоминая женщину, несущую ребенка в утробе. Затем из нити получают ткань, а веретено освобождается от нити, как женщина в процессе родов. Неслучайно покровителями ткачей одновременно считались многие богини из комплекса божеств плодородия, в т.ч. уже упомянутая Тласолтеотль, а также Ишкуина, Шочикецаль, Тетеоиннан и т.д.

Ассоциация ткачества с родами прослеживается в поговорках-загадках, некоторые из которых были записаны Бернардино де Саагуном (перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):

«Что беременеет за один день? - Веретено.

Что это за вещицы, которые танцуя приобретают животы, беременеют? - Веретена.»

Женщина за ткацким станком. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Женщина за ткацким станком. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.

Ткачество и прядение часто и вовсе приравнивалось к родам. Более того, в Мезоамерике связи между ткачеством и родами часто приписывали магические свойства, сосудом и олицетворением которых являлся ткацкий станок и инструменты ткача. Так, ткацкие палочки акушерки клали на живот роженицы, дабы облегчить ее боль и страдания и ускорить процесс родов.

Интересно, что ткацкий станок в мезоамериканских мифах часто выступает защитой от сексуальных посягательств. Например, в мифах майя-кекчи (территория современного Белиза), колибри пытается вступить в связь с девушкой, но не может этого сделать до тех пор, пока не находит способ отвлечь ее от ткацкого станка. У индейцев из района современного Сенау эта история немного дополнена. После того как колибри добивается своей цели, девушка продолжает работу за ткацким станком, но создает исключительно узоры с птицами.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.