Блог

Шедевры индейского искусства: Стела Раймонди

Стела Раймонди - один из самых известных сохранившихся памятников культуры Чавин (900-200 гг. до н.э.). Гранитная плита с удивительно детальным изображением божества с жезлами была найдена при раскопках в Чавин де Уантар - археологическом комплексе, давшем название самой культуре.

Культура Чавин долгое время считалась материнской для всей андской цивилизации. То же божество с жезлами встречается во многих более поздних культурах, например, Тиуанако, Моче, Ламбаеке, Инки. В дальнейшем, однако, от столь простого объяснения отказались, т.к. реальность оказалась сложнее.

Изображения культуры Чавин часто достаточно сложные для понимания. Множество элементов маскируются за обилием второстепенных деталей. Различные фрагменты могут быть скомбинированы сразу несколькими способами. Поворот или переворот изображений вверх ногами часто открывает взору новые образы. Рассмотрим эту особенность стиля Чавин на примере Стелы Раймонди из коллекции Национального музея антропологии и истории Перу в Лиме.

1. Стела Раймонди, культура Чавин. Коллекция Museo Nacional de Arqueología Antropología e Historia del Perú, Lima. 2. Прорисовка рельефа стелы Раймонди.
1. Стела Раймонди, культура Чавин. Коллекция Museo Nacional de Arqueología Antropología e Historia del Perú, Lima. 2. Прорисовка рельефа стелы Раймонди.

Изображение самого божества занимает нижнюю половину стелы и сочетает в себе как антропоморфные, так и зооморфные признаки.

Прежде всего бросаются в глаза огромные когти на руках и ногах, которые, вероятно, заимствованы у образа хищной птицы, нередко встречающегося в искусстве андских народов. Завитки на пятках, выполненные в виде своеобразного третьего пальца, а также трехпалые руки также подтверждают птичье происхождение конечностей.

Божество многолико. Четыре глаза и две огромные зубастые пасти могут комбинироваться как минимум тремя различными способами. Получаемые изображения напоминают кошек (ягуар, пума) и крокодилов (кайманов, аллигаторов). Часть ликов представлены вверх ногами.

Фрагмент прорисовки стелы Раймонди.
Фрагмент прорисовки стелы Раймонди.

Голова божества покрыта не волосами, а извивающимися змеями. Интересно, что те же змеи вьются и у пояса фигуры, а сам пояс выполнен в виде сплюснутого изображения еще одного хищного лика.

Фрагмент прорисовки стелы Раймонди.
Фрагмент прорисовки стелы Раймонди.

Руками-лапами божество удерживает два посоха, или жезла. Переплетения на жезлах и их навершия напоминают змей. Также на них замаскированы перевернутые клыкастые морды. Основания посохов-жезлов представлены в виде голов хищных птиц.

Фрагмент прорисовки стеллы Раймонди.
Фрагмент прорисовки стеллы Раймонди.

Изображение пышного головного убора занимает всю верхнюю половину стелы. Между длинными завитками покоятся змеи. Сам головной убор как бы составлен из нескольких пастей крокодилов, выходящих одна из другой. Изо рта самого верхнего крокодила выползают переплетенные змеи.

Фрагмент прорисовки стелы Раймонди.
Фрагмент прорисовки стелы Раймонди.

Для понимания символики изображения стоит вспомнить, что Чавин де Уантар находится в горах. Крокодилы, ягуары, анаконды не водятся в этой местности. Тем не менее, создатели стелы без сомнения изобразили признаки именно этих животных. Все эти хищники формируют верхушку пищевой цепи. Их сила, скорость, ловкость и хитрость не имеют аналогов в животном мире. Они представляют самые грозные силы воды и земли. Хищная птица дополняет список стихий воздухом.

Зооморфные детали изображения, незнакомые большинству индейцев, населявших побережье Перу, были, по всей видимости, призваны внушить ужас верующим. Тесное переплетение элементов, неочевидные комбинации и сложные узоры ограничивали круг посвященных и отделяли жрецов от простых людей.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.