Блог

Шолотль – ацтекский бог смерти, покровитель близнецов, изуродованных, монстров, игры в мяч

Шолотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana
Шолотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana

В уцелевших ацтекских кодексах Шолотля часто изображают в виде собаки, либо с головой собаки. Образ божества не случаен, т.к именно эти животные считались в Мезоамерике проводниками умерших. Так, собака помогает пересечь реку Chiconahuapan на пути в Миктлан.


Нельзя сказать, что только ацтеки ассоциировали собаку со смертью, т.к. эта традиция прослеживается задолго до них. Например, индейцы культур шахтовых могил Западной Мексики еще более 2000 лет назад помещали сосуды и керамические фигурки собак в погребения (см. Сосуд в форме собаки). С одной стороны, эти скульптуры должны были обеспечить умершему пропитание: таким образом изображали толстых, перекормленных собак, которых в Мезоамерике употребляли в пищу. С другой стороны, керамические собаки символизировали спутников покойного на трудном и часто опасном пути в загробный мир.


Сосуд в виде собаки. Халиско, 100 г. до н.э.-250 г н.э. Коллекция A-Gallery, Москва
Сосуд в виде собаки. Халиско, 100 г. до н.э.-250 г н.э. Коллекция A-Gallery, Москва

Несмотря на явную связь со смертью, не стоит, однако, воспринимать Шолотля как символ окончательного забвения, небытия. Он скорее олицетворяет процесс перехода от смерти к жизни в рамках бесконечного круговорота энергии в мире. Так, Шолотль сопровождает Кецалькоатля в его путешествии в Миктлан, где они похищают кости обитателей прошлых эпох, для того чтобы создать людей нового мира (см. Ацтекский миф о сотворении человека. Кецалькоатль и Шолотль спускаются в Миктлан). В мифе же о сотворении солнца смерть Шолотля от руки бога ветра Ээкатля (в чьем образе часто предстает Кецалькоатль) привела к началу движения солнца по небосводу. В других версиях мифа сам Шолотль приносит в жертву богов, чтобы насытить солнце энергией.


Бог Шолотль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.
Бог Шолотль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.

В Флорентийском кодексе Бернардино де Саагун упоминает, что собаки едят «мертвую плоть, испорченное, отвратительное, вонючее, гниющее». Данная особенность еще ярче раскрывается в кодексе Теллериано-Ременсис, где Шолотль изображен с головным убором богини Тласольтеотль. Как мы уже писали (см. Тласолтеотль - ацтекская богиня, очищающая от греха), пожирательница грязи Тласольтеотль являлась в т.ч. и богиней плодородия. Ее роль заключалась в очищении, поглощении мусора и переработке его для того, чтобы дать новую жизнь. Примерно так же мы используем навоз в качестве удобрения в сельском хозяйстве. В это плане роль Шолотля в отношении смерти схожа с ролью Тласольтеотль.


Шолотль. Фрагмент кодекса Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France
Шолотль. Фрагмент кодекса Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France

Будучи покровителем близнецов, Шолотль сам является братом-близнецом, нагуалем Кецалькоатля, о чем свидетельствуют в т.ч. детали его одеяния: подвеска в виде раковины, конусообразный головной убор, изогнутые морские раковины в качестве ушных украшений.


Тесная связь Кецалькоатля и Шолотля, которая подчеркивается мифами и прослеживается в изображениях богов, указывает на переплетение функций божеств: Кецалькоатль отвечает за рождение, жизнь и ведет живое к смерти, Шолотль же встречает умершее и ведет его к рождению.


Вместе они следят за круговоротом энергии, вместе они обеспечивают, пусть и шаткое, но равновесие, благодаря которому существует мир «Пятого солнца». Таким образом они олицетворяют созидательные силы, упорядочивают энергию и противостоят разрушительному хаосу, который часто представлен в виде Тескатлипоки.


Кецалькоатль и Шолотль. Фрагмент Бурбонского кодекса. Коллекция Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Paris
Кецалькоатль и Шолотль. Фрагмент Бурбонского кодекса. Коллекция Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Paris

Своеобразную иллюстрацию функций божеств можно увидеть и на примерах судеб реальных индейских детей. Согласно некоторым свидетельствам, в Мезоамерике, когда женщина рожала близнецов, одного из них убивали. Ранее это объясняли тем, что новорожденные близнецы считались плохим предзнаменованием, однако позднее исследователи стали склоняться к мнению, что такое утверждение не совсем верно. Данное предзнаменование не несет в себе религиозного или мистического смысла. Оно сугубо практическое: бедная белком пища не позволяла матери прокормить сразу двух детей, что часто становилось причиной гибели и матери и потомства. Убитого в данных обстоятельствах ребенка ассоциировали с Шолотлем, умиравшим для того, чтобы подарить жизнь своей матери и брату/сестре - Кецалькоатлю.


Шолотля также связывают и с Нанауацином. Последний был целиком покрыт гнойными нарывами, изуродован ими. Шолотль же является покровителем изуродованных, богом уродств и монстров. Монстр Нанауацин, сжигая себя на костре, превращается в бога солнца Тонатиу, наглядно демонстрируя роль смерти в сотворении жизни, иллюстрируя функцию Шолотля.


Шолотль также ассоциируется в вечерней Венерой, предвестником заката. Он сопровождает солнце в его ночном пути под землей, в мире мертвых. Лучшим образом это представлено в скульптуре Шолотля в виде скелета, получившей называние «Ночной путник». На спине божества изображен солнечный диск так, будто Шолотль несет его.


Шолотль. Ацтеки. Коллекция Landesmuseum Württemberg (Stuttgart) Kunstkammer
Шолотль. Ацтеки. Коллекция Landesmuseum Württemberg (Stuttgart) Kunstkammer

Вероятно, что и роль покровителя игры в мяч также связана с функцией проводника солнца. Многие исследователи считают, что мяч, движущийся по полю для игры, символизирует перемещение небесных тел, чаще солнца. Некоторые более конкретно связывают игру в мяч и именно ночной путь солнца.


Таким образом, Шолотля правильнее называть предвестником жизни, божеством возрождения. Несмотря на то, что он часто представлен в окружении символов смерти, его не стоит рассматривать как того, кто несет погибель. Скорее он является тем, кто встречает умирающее, дабы провести путем, ведущим к жизни. Он помогает преодолеть смерть, обеспечивает постоянство круговорота энергии, непрерывность цикла смерти-жизни.



Источники:



  1. Fray Geronimo de Mendieta, Historia ecclesiastica Indiana. Mexico City, Editorial Porrúa, 1971.
  2. Bernardino de Sahagún. Florentine Codex. General History of the Things of New Spain. Santa Fe, 1959.
  3. Шолотль. Ацтеки. Коллекция Landesmuseum Württemberg (Stuttgart) Kunstkammer.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.