Блог

Зачем инки вывозили камни из Куско в Эквадор

Искусно обработанные камни, найденные близ Сарагуро в Эквадоре (см. Свидетельства перемещения инками строительных блоков на дальние расстояния) и доставленные в эти места инками с каменоломни, находящейся недалеко от Куско (Перу), порождают множество вопросов. Что заставило людей вложить такие усилия в перемещение столь непростого груза? Почему эти камни не доставили в Томебамба, а просто бросили после того, как перенесли их более чем на 1000 км?

Храм Солнца. Ингапирка. Источник: Ingapirca: Arquitectura y Analisis Formal. Maria Enriqueta Carvajal, Daniela Hidalgo Molina, 2018.
Храм Солнца. Ингапирка. Источник: Ingapirca: Arquitectura y Analisis Formal. Maria Enriqueta Carvajal, Daniela Hidalgo Molina, 2018.

Наказание и назидание всем непокорным


Стоит начать с фрагмента из второй части Хроники Перу Педро Сьеса де Леона (здесь и далее перевод A-Gallery | www.a-gallery.ru):

Насколько я понял, Уайна Капак был очень расстроен из-за попытки восстания, предпринятой в некоторых поселениях вблизи Куско. После обезглавливания лидеров восстания он приказал жителям тех мест перенести из Куско некоторое количество камней, чтобы возвести в Томебамба несколько изящных строений. Они перемещали камни тяжелыми веревками. Приказ был исполнен. Уайна Капак часто говорил, что дабы держать людей империи в подчинении, нужно заставлять двигать гору с одного места на другое, когда им нечего делать...

Сразу бросается в глаза один момент. Явно видно, что полностью исчезла неуверенность Сьеса де Леона в правдивости истории о транспортировке камней из Куско в Эквадор. Для иллюстрации приведем небольшой фрагмент из первой части Хроники Перу (см. Свидетельства перемещения инками строительных блоков на дальние расстояния):

...вызывает немалое восхищение (если это было так), учитывая большой размер и огромное количество камней, и существенное расстояние...

История настолько заинтересовала испанского священника, что он попытался найти причины, которые побудили инков переносить каменные блоки. Судя по его источникам, столь трудновыполнимое задание было поручено в качестве наказания людям, посмевшим пойти против правителя империи. Учитывая то, что Сьеса де Леон собирал данные в 1540-1550 гг., он мог получить эту информацию из первых рук: от индейцев, бывших свидетелями восстания и его последствий.

Подобное наказание могло быть назначено не только для того, чтобы занять время людей, дабы у них даже не возникали мысли о повторных попытках, но и чтобы показать всем подчиненным империи, какая участь уготована мятежникам. Длинный маршрут позволял охватить огромное количество людей этой акцией демонстрации могущества правителя инков и тяжелой участи тех, кто пошел против него.

Такое объяснение могло бы быть достаточным, если бы не одно "но". Сьеса де Леон говорил не о камнях, найденных близ Сарагуро, а о блоках, использовавшихся при строительстве Томебамба. Таким образом, перемещение подобных грузов было не единичным мероприятием, а значит, были и другие причины, побуждавшие инков перевозить строительный материал из столь далекого Куско.

Храм Солнца. Ингапирка. Источник: Complejo Arqueológico de Ingapirca, Instituto Nacional de Patrimonio Cultural.
Храм Солнца. Ингапирка. Источник: Complejo Arqueológico de Ingapirca, Instituto Nacional de Patrimonio Cultural.

Томебамба - вторая столица


Во время правления Уайна Капака значение города Томебамба существенно возросло. Правитель не только родился в этом поселении, но и очень долгое время жил там, осуществляя руководство завоевательной кампанией в Эквадоре. По сути, Томебамба стал второй столице инкской империи. Некоторые ученые даже предполагают, что к концу правления Уайна Капака, Томебамба затмил Куско. Значение новой столицы необходимо было подчеркнуть, что обернулось строительством самых изящных сооружений в инкском стиле, чрезвычайно редких за пределами Куско. Использование материала, применявшегося при строительстве зданий в исторической столице империи, должно было символизировать передачу и распространение власти на новый регион.

Подобная практика была довольно распространена. Инки практиковали принудительное переселение людей из одного региона в другой. Переезжая, индейцы старались забрать с собой святыни, связанные с их родом, на новое место жительства. В случае, если этой святыней был какой-то идол или камень, его могли перенести с собой, из ручья могли взять немного воды, на скалу клали фрагмент материи, который затем помещали на другую скалу на новом месте. Такие действия не уничтожали святость первоначального носителя, но реплицировали ее. Камни из Куско могли восприниматься примерно таким же образом: как перенос святости из старой столицы в новую.

Храм Солнца. Ингапирка. Источник: Ingapirca: Arquitectura y Analisis Formal. Maria Enriqueta Carvajal, Daniela Hidalgo Molina, 2018.
Храм Солнца. Ингапирка. Источник: Ingapirca: Arquitectura y Analisis Formal. Maria Enriqueta Carvajal, Daniela Hidalgo Molina, 2018.

Божественное вмешательство


Именно возвышение Томебамба, вероятно, и было основной причиной транспортировки множества каменных блоков на столь далекие расстояния. Однако это не объясняет, почему камни, которые лежат у Сарагуро, были брошены вдоль дороги.

Напомним (см. Свидетельства перемещения инками строительных блоков на дальние расстояния), что об этом писал Мартин де Муруа:

После прибытия в Кито, в земли Каньяр, в поселение под названием Сарагуро, молния ударила и расколола важный камень здания, камень, который должен был лежать над главным входным проемом. Как только они известили Инку о произошедшем, он испугался и воспринял случившееся как плохой знак. Он приказал оставить камни там, где они и лежат по сей день, прямо у имперской дороги.

Такое объяснение вполне имеет право на жизнь. Бог грома и молнии Ильяпа прямо ассоциировался с войной. Уайна Капак, занятый завоеваниями в Эквадоре, не мог игнорировать знаки, посылаемые Ильяпой.

Уайна Капак. Неизвестный автор, вероятно 18 в. Коллекция Museum of Ethnology Hamburg.
Уайна Капак. Неизвестный автор, вероятно 18 в. Коллекция Museum of Ethnology Hamburg.

Знамения в виде молнии воспринимались более чем серьезно. Гарсиласо де ла Вега писал, что в одну из комнат во дворце Уайна Капака в Куско ударила молния. Индейцы тут же замуровали все входы в это помещение, т.к. восприняли произошедшее как плохой знак. Говорили, что боги пометили дом правителя как место несчастья, а потому Уайна Капак потеряет часть империи, либо случится другое, аналогичное по значимости, ужасное событие. Таким образом, если молния действительно ударила в один из камней, инки не могли не бросить их там, где это случилось.

Оставленные у дороги камни даже не постарались как-либо скрыть от взоров местных жителей, несмотря на то, что они свидетельствовали о неблагосклонности богов. Это может показаться странным, если не взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Искусно обработанные каменные блоки, которые уже переместили на огромное расстояние, по знаку богов оставили, невзирая на вложенные в них усилия. Сложно представить лучший способ продемонстрировать покоренным народам могущество инкских богов. В этом случае камни не было никакой нужды прятать. Наоборот, стоило оставить их на самом видном месте, чтобы они выступали в качестве своеобразной святыни. Эти каменные блоки должны были напоминать местным жителям как об объеме подконтрольных инкам трудовых и военных ресурсов, так и о необходимости подчинения, дабы не навлечь на себя гнев богов, перед которыми трепещут даже правители империи. Именно поэтому, вероятно, камни и бросили прямо у имперской дороги.


Источники:

  1. Dennis Ogburn. Power in Stone: The Long-Distance Movement of Building Blocks in the Inca Empire. Ethnohistory, №51, 2004.
  2. Pedro de Cieza de Leon (1554). Crónica del Perú. Lima, Pontificia Universidad Católica del Perú Fondo Editorial, 1994.
  3. Fray Martín de Murúa (1605). Historia del origen y genealogia real de los reyes Incas del Peru. Lima, Librería e Imprenta D. Miranda, 1946.
  4. Garcilaso de la Vega. Royal Commentaries of the Incas and General History of Peru. Translated by Harold V. Livermore. Austin, University of Texas Press, 1966.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.