Блог

Цицимиме - ацтекские звездные демоны

Ацтеки верили, что в темноте ночного неба обитают звездные демоны, которые ждут своего часа, чтобы спуститься на землю и поглотить человечество. Звали этих монстров Цицимиме.

Цицимиме. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Цицимиме. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.

Внешний вид их внушает страх. Их тела напоминают скелеты: ребра, позвоночник и конечности лишены плоти. Губы отсутствуют, обнажая зубы. Кисти и ступни заменяют когтистые лапы. Все их тело покрыто множеством глаз, напоминающих звезды. На их шеях висят ожерелья из сердец, вырванных из груди, и отрубленных кистей рук. Бумага, окропленная кровью, также символизирующая смерть, украшает их головы. Сами волосы их - тьма, наполненная звездами.

Цицимиме. Фрагмент Кодекса Тудела. Коллекция Museo de América, Madrid.
Цицимиме. Фрагмент Кодекса Тудела. Коллекция Museo de América, Madrid.

Различные детали образа указывают на связь демонов с богинями земли. Конечности демонов покрыты многочисленными ртами, как и туловище богини-монстра Сипактли, из тела которой была создана суша. Эти рты требуют жертв, ведь именно в обмен на кровавые подношения земля дарует пропитание, т.к. жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом, и одно без другого невозможно. Связь прослеживается и в мифе о возникновении агавы: молодая богиня земли Майяуэль была похищена с небес, где она жила среди Цицимиме, возглавляла которых ее бабка.

Цицимиме не всегда были женщинами. Стоит даже отметить, что строго говоря, они не являются и отдельными независимыми божествами, а лишь воплощениями, ипостасями многих богинь и богов. Так, в виде ночных демонов изображались боги пульке и бог смерти Миктлантекутли. В Цицимиме могли обращаться и боги, удерживающие небеса, боги четырех сторон света, к которым, помимо владыки Миктлана, относились Кецалькоатль, Шиутекутли и Тлауицкальпантекутли. Бог войны Уицилопочтли также мог принимать это обличие.

Уицилопочтли в виде Цицимиме. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Уицилопочтли в виде Цицимиме. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Самым благоприятным временем для явления Цицимиме на землю считались пять последних дней ритуального года, называемые немонтеми, и особенно период ночного бдения, завершающий 52-летний цикл и предшествующий церемонии нового огня. Опасаясь демонов, индейцы запрещали детям и беременным женщинам выходить в это время на улицу, т.к. именно на них в первую очередь охотились Цицимиме.

Однако монстры могли появиться и просто ночью, а также в момент солнечного затмения, когда они атакуют солнце. Иными словами, демонов можно встретить тогда, когда меркнет солнце.


Источники:

  1. Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.
  2. Cecelia F. Klein. The Devil and the Skirt: An Iconographic Inquiry into the Prehispanic Nature of the Tzitzimime. Ancient Mesoamerica, Vol. 11, No. 1, 2000.
  3. Karl Andreas Taube. The Bilimek Pulque Vessel: Starlore, Calendrics and Cosmology of Late Postclassic Central Mexico. Studies in Ancient Mesoamerican Art and Architecture, Selected Works by Karl Andreas Taube, 2018.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.