Тональпоуалли - ритуальный календарь ацтеков

Ацтекские календари обычно описывают в виде сочетания циклов. В солнечном календаре Шиупоуалли дата определяется двумя циклами: дней и месяцев (см. "Шиупоуалли - солнечный (светский) календарь ацтеков"). В ритуальном календаре Тональпоуалли циклов было значительно больше.


Тональпоуалли - счет дней

Ритуальный год ацтеков длился 260 дней и состоял из 20 тресен, каждая из которых включала в себя 13 дней. Счет дней вели не совсем привычным нам образом. Циклы из 13 чисел дня и 20 знаков дней шли независимо, параллельно друг другу, начинаясь с единицы и сипактли соответственно, затем двойка и эекатль, тройка и калли и т.д. После дня 13 акатль последовательность чисел начинается снова с единицы. Таким образом, следующий день будет 1 оцелотль. Точно так же, когда в день 7 шочитль последовательность знаков дней подходит к концу, перечисление начинается сначала. Следующим днем становится 8 сипактли. Таким образом, все 260 дней ритуального календаря имели уникальное наименование.

Последовательность счета дней великолепно проиллюстрирована испанским миссионером Бернардино де Саагуном (Bernardino de Sahagun) в его Всеобщей истории вещей Новой Испании (General History of the Things of New Spain), также называемой Флорентийским кодексом.

Фрагмент изображения из Флорентийского кодекса (том 1, стр. 669). Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana, Firenze

13 владык дня

Цикл в 13 дней был в случае Тональпоуалли первичным по отношению к тресенам. Число 13 вовсе не случайно, а соответствует числу владык дня. Часть исследователей считает, что ацтеки делили дневную часть суток на 13 часов, каждым из которых правил определенный бог. Число 13 также соответствует и числу уровней небес в ацтекской мифологии.

Владыки дня, владыки ночи и воладорес. Фрагмент Бурбонского кодекса. Ацтеки. Коллекция Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Paris.

Таким образом, число, которое обозначали соответствующим количеством точек-кружочков, выступало в качестве номера-идентификатора владыки.

1. Шиутекутли - "владыка года", бог огня, прародитель богов;

2. Тлалтекутли - "владыка земли", муж/мужское обличие Сипактли;

3. Чальчиуитликуэ - "она в юбке из нефрита", богиня воды и плодородия;

4. Тонатиу - "солнце", бог солнца;

5. Тласольтеотль - "пожирательница грязи", богиня очищения от грехов;

6. Миктлантекутли - "владыка Миктлана", бог смерти;

7. Синтеотль - "бог кукурузы", покровитель земледелия;

8. Тлалок - "тот, кто заставляет прорастать", бог дождя;

9. Кецалькоатль - "пернатый змей", бог-творец, бог света и знаний;

10. Тескатлипока - "дымящееся зеркало", бог-творец, бог-разрушитель;

11. Чальмекатекутли - "владыка ночи", бог жертвоприношений;

12. Тлауискальпантекутли - "владыка восхода", бог утренней Венеры;

13. Ситлаликуэ - «она в юбке из звезд», созидающая богиня.


20 знаков дней

Об этом цикле и богах-покровителях, связанных с ним, мы уже рассказывали в публикации Шиупоуалли - солнечный (светский) календарь ацтеков. Стоит отметить, что если в солнечном календаре цикл из 20 знаков был определяющим, то в ритуальном календаре он становится вторичным.

Элементы в этом цикле соответствовали частям тела, органам живых существ, в том числе человека.

Фрагмент Кодекса Риос (Codex Vaticanus 3738 A). Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Другие циклы

Кроме циклов из 13 и 20 элементов, ритуальный календарь включал и другие. Одна из последовательностей была также связана с делением суток на часы. Если дневная часть состояла из 13 часов и была связана с 13 божествами - владыками дня, то ночная часть состояла из 9 часов, которые ассоциировались с 9 владыками ночи. Цикл из девяти соответствующих элементов также учитывался в ритуальном календаре.

Владыки ночи. Фрагмент кодекса Теллериано-Ременсис. Факсимиле, Joseph Florimond, Duke of Loubat, 1901.

Существовал также и дополнительный цикл из 13 составных частей, которые получили название "воладорес" (летуны), т.к. олицетворены в существах, способных летать: птицы и бабочка. Все эти создания также ассоциируются с отдельными божествами.

Владыки дня, Владыки ночи и Воладорес. Фрагмент Бурбонского кодекса. Ацтеки. Коллекция Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Paris.

Таким образом, каждой дате ритуального календаря соответствовали как минимум 1 воладорес и 3 бога: владыка дня, владыка ночи и соответствующее знаку дня божество.

Трактовка дней и определение предзнаменований в рамках этого календаря требовали существенно больших знаний по сравнению с солнечным (светским) календарем.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12