Блог

Бог дождя Тлалок, его спутница Чальчиутликуэ, его жилище и слуги-карлики

Тлалок и Чальчиутликуэ, брат и сестра, муж и жена, были созданы первыми четырьмя богами сразу после сотворения Сипактли (см. О первых богах и сотворении земли и неба. Мифология ацтеков). Именно к ним люди обращались с мольбой о воде.

Тлалок

Культ бога дождя Тлалока существовал уже во времена города богов Теотиуакана в первой половине первого тысячелетия новой эры. Как можно увидеть на фрагменте настенной росписи из коллекции Музея Ампаро, его образ был уже вполне сформирован и мало изменился в более позднее время: кольца вокруг глаз, огромные изогнутые клыки, змеи, символизирующие молнии, и сосуд с водой в руках. Кроме того, присутствует и растительный элемент: из сосуда появляется росток/стручок с множеством семян.

Фрагмент настенной росписи. Теотиуакан, примерно 500 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Пуэбла, Мексика.
Фрагмент настенной росписи. Теотиуакан, примерно 500 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Пуэбла, Мексика.

Будучи божеством, повелевающим водой, он ассоциировался и с плодородием. Одно из его имен звучало как "тот, кто дает росток" или "тот, кто заставляет расти". На многих изображениях он представлен с початками/ростками маиса в руке.

Тлалок со стеблем маиса в руке. Ацтеки, 13-16 вв. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Art.
Тлалок со стеблем маиса в руке. Ацтеки, 13-16 вв. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Art.

Тлалоку приносили в жертву больных детей, т.к. их небольшой рост напоминал "малых телом" слуг Тлалока. Также частыми подношениями были предметы, связанные с водой или символизировавшие влагу: украшения из раковин, изделия из зеленых камней, сосуды с изображениями божества, часто частично окрашенные голубым пигментом и т.д.

Сосуд в виде головы Тлалока. Ацтеки. Коллекция Museo del Templo Mayor, Мехико.
Сосуд в виде головы Тлалока. Ацтеки. Коллекция Museo del Templo Mayor, Мехико.

Индейцы верили, что кроме верховного Тлалокатектли, чье имя можно перевести как Владыка Тлалоков, существовали малые Тлалоки, ассоциировавшиеся с горными вершинами, вокруг которых собираются облака и тучи перед дождем.

Тлалок был своего рода антагонистом бога Уицилопочтли. Каждый из них представлял свой сезон: Тлалок - сезон дождей, когда индейцы возделывали землю, Уицилопочтли - сухой сезон, когда они вели войны.

Двойное изображение Тлалока и Уицилопочтли (?). Мексика, 1250-1447 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.
Двойное изображение Тлалока и Уицилопочтли (?). Мексика, 1250-1447 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

Тлалок не был исключительно божеством воды. Он среди прочего ассоциировался и с подземным царством, и с войной, и даже с землей. Возможно, мы напишем об этом в одной из последующих публикаций.

Чальчиутликуэ

Чальчиутликуэ была в некотором смысле более доброй частью этого союза. Она отвечала за источники, ручьи, реки, озера и моря. Ацтеки видели в ней символ прозрачной чистой и столь драгоценной благотворной воды, используемой для орошения полей. Ее образ воспринимался как своеобразный идеал молодой женщины, способной родить много детей.

Чальчиутликуэ. Ацтеки, 15 - нач.16 вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Чальчиутликуэ. Ацтеки, 15 - нач.16 вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Жилище Тлалока

Описание дома бога дождя изложено в испанском кодексе "Historia de los Mexicanos por sus pinturas", записанном в 1530-х гг. священником Андресом де Ольмосом.

Согласно верованиям ацтеков, жилище Тлалока состояло из четырех комнат с просторным внутренним двором посередине. Во дворе стояли четыре сосуда огромного размера, доверху наполненные водой. Вода в них была очень разной:

  • В первом сосуде вода была хорошей. Дождь, несущий такую воду, орошал земли, питая растения и способствуя своевременному, богатому урожаю.
  • Во втором сосуде вода была плохой. Она вредила посевам. После таких дождей гниль и плесень убивали растения, поля покрывала паутина.
  • Третий сосуд был источником мокрого снега, льда и града.
  • Когда шли дожди из четвертого сосуда, посевы не вызревали. Все оставалось мокрым и не просыхало.

Жаровня с изображением Тлалока. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Yale University Art Gallery.
Жаровня с изображением Тлалока. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Yale University Art Gallery.

Количество сосудов и комнат в жилище богов, вероятно, обусловлено тем, что, согласно распространенным верованиям мезоамериканских индейцев, дожди исходили из четырех сторон света. Кроме того, сама крестообразная форма из пяти составляющих несла сакральный смысл для ацтеков, символизируя неразрывную связь пространства и времени. Аналогичные композиции мы видим и на третьем кольце узора на Камне солнца и на первой странице кодекса Фейервари-Майера.

Фрагмент внутренней росписи каменного церемониального контейнера для подношений. Мексика, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, Мехико.
Фрагмент внутренней росписи каменного церемониального контейнера для подношений. Мексика, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, Мехико.

Слуги Тлалока

Рассказ о слугах изложен в том же испанском кодексе "Historia de los Mexicanos por sus pinturas".

Бог воды создал себе множество слуг-карликов, которые жили в его доме из четырех комнат. Тлалок посылал их лить воду в те места, где должен был пройти дождь.

Тлалок. Кодекс Мальябекки, Ацтеки, 16 вв. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Тлалок. Кодекс Мальябекки, Ацтеки, 16 вв. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.

В одной руке они носили небольшие горшки, в которые набирали воду из четырех огромных сосудов, в другой руке держали палки. Когда индейцы слышали гром, они считали, что это слуги бога воды ударяют палками по горшкам. Яркие молнии же были светом, происходящим изнутри этих сосудов.

Не все слуги Тлалока были созданы им изначально. Простые индейцы также могли запросто ими стать, пусть и против своего желания, но об этом мы расскажем как-нибудь в следующий раз.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.