Блог

Шедевры индейского искусства: Значение cцены сбора раковин

В публикациях "Морские раковины, которые индейцы ценили выше золота" и "Между мирами: символика сцены добычи раковин в искусстве индейцев Андского региона" мы рассказывали о ценности раковин и приводили описания сцен их добычи, практически не раскрывая глубокий религиозный подтекст образов и сюжетов. В этой статье мы сосредоточимся как раз на этих аспектах.

Для начала приведем еще раз блюдо со сценой добычи раковин из коллекции Национального музея антропологии и истории Перу в Лиме.

Внутренняя сторона инкрустированного деревянного блюда. Культура Чиму. Коллекция National Museum of Archeology, Anthropology and History of Peru, Lima.
Внутренняя сторона инкрустированного деревянного блюда. Культура Чиму. Коллекция National Museum of Archeology, Anthropology and History of Peru, Lima.

На внутренней стороне центральная круглая секция с достаточно типичной сценой добычи раковин. Ее окружают изображения полей с различными растениями, среди которых можно распознать кукурузу и бобы. Между полями выделяются сегменты с волнистым узором, направленным от центра к краю блюда. Таким образом, вероятно, представлены реки и каналы.

По краю блюда, отделенному четкой границей от секции с полями и реками, изображен сплошной мотив антропоморфной волны с силуэтами рыб. Этот узор, видимо, символизирует моря и океаны, окружающие земли.

В целом изображение на внутренней стороне блюда как бы подчеркивает значение сподилюса в рамках культа плодородия, связывая сцену добычи раковин и образы культурных растений и воды.

Внешняя сторона блюда сохранилась существенно хуже, но впадины от выпавших инкрустаций позволяют восстановить часть изображения.

Внешняя сторона инкрустированного деревянного блюда. Культура Чиму. Коллекция National Museum of Archeology, Anthropology and History of Peru, Lima. Иллюстрация из статьи Comunión e interexistencia. El Spondylus spp. en la Costa Norte del Perú durante el Intermedio Tardío (800-1450 d.C), 2016. Автор Antonio Jaramillo Arango.
Внешняя сторона инкрустированного деревянного блюда. Культура Чиму. Коллекция National Museum of Archeology, Anthropology and History of Peru, Lima. Иллюстрация из статьи Comunión e interexistencia. El Spondylus spp. en la Costa Norte del Perú durante el Intermedio Tardío (800-1450 d.C), 2016. Автор Antonio Jaramillo Arango.

В центре, по-прежнему, находится сцена добычи раковин, но окружают ее уже не поля, а моря. Сельскохозяйственные угодья представлены по краю блюда и никаких рек и каналов в этой секции не наблюдается. Кроме того, растения, которые сложно идентифицировать, существенно отличаются от тех, что изображены на внутренней поверхности блюда.

Внешняя сторона повернута относительно внутренней стороны на 90 градусов. То есть, если расположить блюдо перед собой так, чтобы ориентация была правильной горизонтальной, а затем перевернуть его, то изображение обратной стороны будет развернуто вертикально.

Задумка такого декорирования была, вероятно, в том, чтобы представить взаимосвязь двух реальностей. Внутренняя поверхность олицетворяет мир людей, внешняя - чуждый нам мир богов. Сбор раковин позволяет людям взаимодействовать с богами. Представители обоих миров заинтересованы в этом, и именно поэтому боги оказывают ныряльщикам поддержку, которая изображается в виде змееподобных веревок или зооморфных элементов человеческих фигур.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.