Блог

Фигуры людей культур шахтовых могил Западной Мексики

Крупная погребальная фигура, высотой 54 см, созданная на рубеже эр, изображает, по мнению специалистов Музея искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке, женщину, готовящую пульке. Данный экспонат, который мы уже приводили в качестве иллюстрации к публикации о пульке, наглядно демонстрирует возраст более чем 2000-летней традиции потребления слабоалкогольного напитка из сока агавы в Мезоамерике. Несмотря на эту интересную особенность, представленная фигура в целом довольно похожа на множество других скульптурных изображений людей, созданных народами культур шахтовых могил Западной Мексики.

Индеец, готовящий пульке. Халиско, 100 гг. до н.э. -300 гг. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Индеец, готовящий пульке. Халиско, 100 гг. до н.э. -300 гг. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Богини земли и плодородия

В первую очередь стоит отметить, что агаву и напиток из ее сока индейцы ассоциировали с богинями земли. Богиня агавы Майяуэль, согласно мифу о возникновении этого растения, жила в небесном царстве среди звездных демонов Цицимеме, которые в мифологии ацтеков являлись воплощениями богинь, связанных с плодородием. Черты богинь земли явно различимы и на скульптуре культуры Халиско. Крупная грудь, округлый живот (возможно, таким образом представлены послеродовые складки) и широкие бедра являются универсальными символами плодородия, признаками многократных родов.

Изображение первичных и вторичных женских половых признаков, зачастую гипертрофированных, нарочито выставленных напоказ, имело целью также и обозначить разницу между мужскими и женскими фигурами.

Мужское и женское начало


Пара фигур. Наярит, стиль Иштлан дель Рио, 100 г. до н.э.-250 г н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.
Пара фигур. Наярит, стиль Иштлан дель Рио, 100 г. до н.э.-250 г н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.

Интересно, что статуэтки людей зачастую были парными. Женская фигура соседствовала с мужской. Помимо физических различий, на половую принадлежность указывали и предметы, находившиеся в руках изображаемых людей. Так, парные фигуры культуры Наярит из нашей коллекции изображают курящего мужчину и женщину, отделяющую зерна кукурузы от початка.

Предполагается, что парные образы символизировали не только предков, но и женское и мужское начало. Размещение же подобных фигур в погребение символизировало продолжение рода, связь жизни и смерти.

Сосуды и пропитание


Фигура сидящей женщины с чашей. Наярит, 100 г. до н.э.—250 г. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.
Фигура сидящей женщины с чашей. Наярит, 100 г. до н.э.—250 г. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.

Керамика культур шахтовых могил, к которым относится и Халиско, часто имеет форму женщин с сосудами в руках. Подобные фигуры культуры Наярит, также относящейся к традиции шахтовых могил, есть и в нашей коллекции. Комбинация женщины и сосуда в погребальной керамике часто трактуется как желание обеспечить умершему пропитание на пути в загробный мир.

Предки

Погребальные фигуры традиции шахтовых могил нарочито безликие. Их лица неотличимы друг от друга. Мужчин и женщин можно распознать лишь по первичным и вторичным половым признакам.

Пир. Халиско, 300 гг. до н.э. - 300 гг. н.э. Коллекция Walters Art Museum, Baltimore.
Пир. Халиско, 300 гг. до н.э. - 300 гг. н.э. Коллекция Walters Art Museum, Baltimore.

Нельзя сказать, что это было следствием низкого уровня мастерства ремесленников, т.к. те же люди создавали и сложные скульптурные группы с потрясающей детализацией.

Задумка ремесленников была, вероятно, в том, чтобы представить обобщенный образ предков.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.