Индейцы ремохадас: глина вместо камня, и скульптуры, которые создавали, чтобы разбить

На рубеже эр, примерно в 100 гг. до н.э. на побережье Мексиканского залива, в центре современного мексиканского штата Веракрус, возникла культура, получившая название ремохадас. Закат этой культуры пришелся на 800-900 гг. н.э., а потому известно нам о ней чрезвычайно мало: когда в эти места прибыли европейцы, поселения ремохадас были покинуты уже много столетий. Нельзя даже с уверенностью сказать, на каком языке говорили эти индейцы.

Ввиду слабой изученности археологических памятников ремохадас исследователи пока не определились, стоит ли в данном случае выделять отдельную культуру. Иногда говорят лишь об артистическом стиле в рамках классической культуры веракрус, ремесленники которой активно использовали глину, создавая удивительные скульптуры, статуэтки, сосуды всевозможных форм.

Для данного региона в целом и для ремохадас в частности характерна следующая особенность: в отличие от майя и ацтеков, предпочитавших камень в качестве материала для крупных объектов, местные мастера и в этом случае часто использовали керамику. Даже пирамиды, которые в других регионах строили из камня, индейцы веракрус сооружали из глины.

Пирамида в Ла Джойя, Мексика. Annick Daneels. Rescue Excavations at the site of Tumilaca la Chimba, 2006.
Пирамида в Ла Джойя, Мексика. Annick Daneels. Rescue Excavations at the site of Tumilaca la Chimba, 2006.

Эти ритуальные объекты когда-то достигали высоты в 20 метров, но ввиду недолговечности материала, сейчас, сотни лет спустя, о них напоминают лишь небольшие холмы. Такой способ строительства в настоящее время доставляет множество трудностей археологам, пытающимся восстановить пирамиды.

Несмотря на то, что ремохадас временами называют лишь артистическим стилем, а не отдельной культурой, изделия местных ремесленников явно выделяются на фоне других предметов, созданных индейцами классической культуры веракрус.

Небольшая упрощенная статуэтка. Веракрус, 300-700 гг. н.э. Коллекция The Dallas Museum of Art.
Небольшая упрощенная статуэтка. Веракрус, 300-700 гг. н.э. Коллекция The Dallas Museum of Art.

В то время, как в регионе активно использовалась штамповка для придания формы глине перед обжигом, индейцы ремохадас по-прежнему создавали предметы по большей части вручную. Нет, конечно, они использовали формы-заготовки, что иногда явно прослеживается в различных мелочах. Так, с помощью штампов наносили рельефные узоры, украшающие одеяния и головные уборы фигур. В качестве интересного и даже забавного примера можно также привести "улыбающуюся" скульптуру с двумя правыми руками.

Улыбающаяся скульптура с двумя правыми руками. Remojadas archaeological site.
Улыбающаяся скульптура с двумя правыми руками. Remojadas archaeological site.

Однако "улыбающиеся" фигуры все-таки стоят несколько особняком. Об этих загадочных и несколько нетипичных для Мезоамерики скульптурах мы расскажем как-нибудь в следующий раз.

Позы, одеяния, различные атрибуты и выражения лиц (если не рассматривать "улыбающиеся" фигуры) индивидуальны в каждом конкретном случае, что выдает тщательную ручную работу. Скульптуры изготавливались в несколько этапов. Сначала формировали тело фигуры. Голову с длинной шеей лепили отдельно. Затем шея вставлялась в полое отверстие в верхней части тела, место стыка фиксировалось и маскировалось глиной. Одежду и головные уборы создавали из плоских листов глины, которые накладывались на фигуру. К телу присоединяли руки и ноги и лишь затем, в самом конце, крепили ступни, кисти рук и украшения.

Скульптура сидящей женщины. Ремохадас, VI-IX вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Скульптура сидящей женщины. Ремохадас, VI-IX вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Большая часть монументальных скульптур ремохадас изображает богов и людей. Если в случае богов лица, позы и другие детали во многом унифицированы, т.к. мастер вынужден был следовать определенным канонам, то фигуры людей удивительно разнообразны и даже можно сказать, уникальны. Лицам, вероятно, старались придать портретное сходство, либо, как минимум, отразить определенные черты, присущие изображаемому человеку. В качестве примера можно привести скульптуру из собрания The Walters Art Museum в Балтиморе.

Скульптура воина. Ремохадас, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Walters Art Museum, Baltimore.
Скульптура воина. Ремохадас, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Walters Art Museum, Baltimore.

В данном случае изображен воин, искалеченный в битве. Удар дубины, по всей видимости, пришелся на левую сторону его лица, раздробив кости и повредив глаз. По той же причине искажен его рот и не смыкаются губы, обнажая зубы. Левая рука также повреждена, о чем свидетельствует неестественный изгиб плечевой части. С высокой вероятностью можно предположить, что мастер придавал фигуре черты вполне конкретного человека.

Часто подобные скульптуры изображали людей в процессе исполнения различных ритуалов. В качестве примера можно привести фигуру жреца с чашей и лопаткой из коллекции A-Gallery, Москва.

Сложная прическа (головной убор?) из трех частей дополнена широким нависающим надо лбом украшением. Сосредоточенное выражение лица. Приоткрытый рот с обнаженным верхним рядом зубов: вероятно, человек изображен в процессе произнесения каких-то слов, либо пения. Напряженный взгляд, зрачки глаз выделены битумом. Крупные дисковые ушные вставки, украшения на груди и на локтях. Юбка слегка прикрывает колени. На одежде хорошо виден узор из горизонтальных полос. Местами сохранились следы охры, также указывающие на высокий социальный статус изображенного. Положение рук и предметы в них позволяют сделать вывод о том, что человек находится в процессе исполнения ритуальной церемонии.

Несмотря на индивидуальность скульптур ремохадас, изображающих людей, их объединяет одна интересная особенность. Тела фигур всегда, либо почти всегда находят разбитыми на куски (если вообще находят), а вот головы при этом часто вовсе не повреждены. Предполагают, что подобные крупные и детализированные скульптуры создавали для ритуалов, в рамках которых их обезглавливали. Головы затем оставляли нетронутыми, возможно даже использовали в качестве подношения, а тела били на куски. Суть ритуала, а также его последовательность нам неизвестна и, вероятно, навсегда останется тайной.


Источники:

  1. Annick J.E. Daneels. Monumental Earthen Architecture at La Joya, Veracruz, Mexico. Instituto de Investigaciones Antropológicas Universidad Nacional Autónoma de Mexico. FAMSI, 2008.

  2. Annick J.E. Daneels. Rescue Excavations at the site of Tumilaca la Chimba. Dumbarton Oaks Reasearch Library and Collections. Project Grant Report, 2006.

  3. Robin Heyworth. Mesoamerican Caritas Sonrientes. Villahermosa Museo de Antropologia, 2014.

  4. Bowers Museum. Remojadas Monumental Sculpture. Santa Ana, 2011

  5. Patricia J. Sarro. Smiling Figure. The Metropolitan Museum of Art, 2018.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika