Что отражали индейские зеркала

Возраст наиболее древних зеркал, найденных на территории Америки, определяется примерно в 4 000 лет. Первоначально зеркала появились в Южной Америке, а уже потом традиции изготовления были заиствованы мезоамериканскими народами.

Отражающую поверхность создавали из пирита, обсидиана, марказита, гематита, магнетита, ильменита, слюды и т.д. При изготовлении обеспечивалось великолепное качество полировки. На создание одного зеркала, по оценкам современных исследователей ("Manufactured light : mirrors in the Mesoamerican realm". Emiliano Gallaga, Marc G. Blainey. 2016), ремесленники могли тратить до 150 дней.

Самые древние зеркала были монолитными. Их поверхность была чаще всего вогнутой, иногда выпуклой. При этом обрабатывали обе стороны минерала.


Зеркало из магнетита. Ольмеки. Частная коллекция. Источник FAMSI Resources.

Плоские зеркала появились позже. В качестве примера предмета с плоской монолитной отражающей поверхностью можно привести круглое ацтекское зеркало из обсидиана из коллекции Национального музея американских индейцев под эгидой Смитсоновского института.


Зеркало. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция National Museum of the American Indian, New York.

Позднее, зеркала стали помещать в рамы, или на другую основу (напр. каменную подложку). В этом случае обратную сторону уже не обрабатывали, либо не полировали.


Лицевая и тыльная сторона зеркала. Ацтеки. Коллекция The British Museum.

Применение рамы позволило создавать составные конструкции. Отражающая поверхность в этом случае формировалась стыковкой множества небольших фрагментов. В коллекции Национального музея американских индейцев находится зеркало культуры Уари, составленное из кусочков марказита, помещенных в раму из дерева.


Зеркало. Уари, 600-1000 гг. н.э. Коллекция National Museum of the American Indian, New York.

Сразу бросается в глаза совершенно не приспособленная для отражения поверхность. Дело в том, что марказит - это (поли)сульфид железа - очень неустойчивый минерал, достаточно быстро разрушающийся в атмосферных условиях. Скорее всего, 1000 лет назад это зеркало давало вполне удовлетворительное отражение. Стоит также обратить внимание на удивительно тонкую подгонку элементов мозаики друг к другу. Сомнительно, что столь серьезная работа по стыковке фрагментов минерала сочеталась с откровенной халтурой при полировке.

Зеркала не использовались в быту и не являлись рядовыми предметами, по крайней мере на ранних этапах. Их назначение было ритуальным. Возможно, они также использовались в качестве статусных предметов. Это стало очевидным с момента начала использования рам. Зеркало культуры Уари из коллекции Dumbarton Oaks Museum в Вашингтоне, которое мы уже приводили в публикации "Морские раковины, которые индейцы ценили выше золота", великолепно иллюстрирует эту точку зрения.


Зеркало. Уари, 650-1000 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks Museum, Washington.

На фотографии представлена тыльная сторона, украшенная мозаикой из фрагментов раковин разных цветов с небольшими вставками из камней. Раковины не использовались для изготовления бытовых предметов. Их применяли при создании ритуальных и статусных предметов, амулетов, подношений, на что также указывает и изображение на представленном предмете. Это та самая личина, которая часто встречается на предметах культуры Паракас и поздней Наска.

Ответы на вопросы об использовании зеркал в ритуалах можно найти в мифологии. Имя одного из атцекских богов Тескатлипока, переводится как "дымящееся зеркало". Связано это, вероятно, с одним из мифов, когда Тескатлипока принес на встречу с верховным богом Кетцалькоатлем зеркало, завернутое в ткань. Когда зеркало открыли, Кетцалькоатль увидел свое отражение. Оно шокировало его, т.к. он считал себя богом, а отражение было человеческим. Именно после этого эпизода Кетцалькоатль покинул ацтеков, сказав, что однажды вернется.


Репродукция зарисовки Мигеля Коваррубиаса. Изображение бога Тескатлипока. Бурбонский кодекс.

Само имя "Тескатлипока" (дымящееся или огненное зеркало) указывает на связь с огнем. Форма ольмекских зеркал также предполагает возможность использования для розжига: очень многие из них имели вогнутую форму. Жрецы могли концентрировать лучи солнца и создавать огонь.

Существует мнение, что зеркала использовали для передачи сигналов на дальние расстояния. Эта точка зрения подкрепляется отдельными найденными составными конструкциями очень большого размера (диаметром до 50 см).

Зеркала использовались и для демонстрации высокого статуса. Представители элиты носили их как нагрудные украшения.


Женская фигура с зеркальным диском на груди. Ольмеки, 700-600 гг. до н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología.

Зеркала воспринимались как некие порталы в мир духов. Это предположение находит подтверждение как в мифологии различных народов (напр. Майя и Ацтеки), так и в иконографии. Рамы зеркал часто изображали сакральные сцены, связанные с различными божествами либо ритуалами. В качестве примера можно привести раму зеркала из Бруклинского музея, которая выполненая в виде человека (судя по одеянию, представителя элиты), удерживающего в руках отрубленные головы.


Деревянная рама. Чиму, 850-1470 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum, New York.

В дальнейших публикациях мы постараемся подробнее остановиться на ритуальных практиках с использованием зеркал в различных культурах как Мезоамерики, так и Южной Америки.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12