Древние перуанские космические корабли или рыбацкие лодки?

Очень часто сторонники различных теорий альтернативной истории говорят о том, что если не все, то очень многие исторические памятники были созданы некой древней высокоразвитой цивилизацией или даже несколькими цивилизациями. В качестве одного из доказательств приводят в том числе и перуанскую керамику, изображающую удивительные космические корабли. Как пример приведем сосуд из коллекции музея Dumbarton Oaks (мы уже использовали его как иллюстрацию для легенды о Тайканамо).

Сосуд. Чиму, 900-1470 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks, Washington.
Сосуд. Чиму, 900-1470 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks, Washington.

Действительно, человек в шлеме сидит на объекте, напоминающем ракету. Ну чем не древний космонавт?

Правда, некоторые моменты все-таки смущают. Довольно странно, что представители столь высокоразвитой цивилизации летали на ракетах верхом, судорожно цепляясь руками за выступы. Также вызывает сомнения способность шлема хоть как-то защитить древнего космонавта.

Подобные сосуды не редкость. Есть похожие изображения и в других музейных коллекциях. Например, на сосуде из коллекции Британского музея человека вполне можно представить стоящим за пультом управления ракетой.

Сосуд в виде лодки-тоторы с человеком. Чиму, 900-1430 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Сосуд в виде лодки-тоторы с человеком. Чиму, 900-1430 гг. н.э. Коллекция The British Museum.

Стоит, однако, ввести немного дополнительной информации и подобная керамика становится не такой загадочной.

Приведем фотографию жителя прибрежной зоны провинции Трухильо, Перу, плывущего на лодке к берегу.

Местный житель верхом на тростниковой лодке. Фотография J. Quilter. Источник: https://www.peabody.harvard.edu/node/2481
Местный житель верхом на тростниковой лодке. Фотография J. Quilter. Источник: https://www.peabody.harvard.edu/node/2481

Традиционные перуанские лодки из тростника имеют довольно интересную форму: вытянутый нос и обрубленная задняя часть. Кривизна носа достаточно сильно варьируется. Изогнутая носовая часть позволяет преодолевать прибой и волны, чтобы рыбачить на глубоководье.

Подобные лодки использовались индейскими рыбаками в течение многих сотен лет и, судя, например, по керамике культуры моче (100 гг. до н.э. -800 гг. н.э.) мало изменились со временем.

Интересно, что если рассматривать не примитивные схематичные, а детализированные объекты, то провести аналогию с космическими кораблями становится сложнее.

Сосуд в виде лодки с рыбаком. Моче, 100 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция The Art Institute of Chicago.
Сосуд в виде лодки с рыбаком. Моче, 100 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция The Art Institute of Chicago.

На сосуде их коллекции Чикагского института искусств явно видно изображение воды, омывающей лодку. В руках человека не загадочный пульт или уступ, за который он держится, а вполне обычное плоское весло.

Такие лодки сейчас, как и в прошлом, делают из четырех связок тростника (две короткие и две длинные), скрепляя их вместе веревкой. В центре конструкции образуется углубление, которое используется как ящик для рыбы и сетей. Лодки из тростника необычайно удобны в использовании благодаря небольшой длине (4-5 метров) и весу (в районе 20 кг.) Их легко можно заменить в случае порчи: два рыбака могут связать новую всего за пару часов. Материал для изготовления доступен повсеместно.

Формы лодок незначительно различаются, но очертания остаются вполне узнаваемыми. Спутать их с космическим кораблем или ракетой можно, но для этого требуется недюжинная фантазия и огромное желание.

Сосуд в виде лодки с рыбаками. Чиму, 1100-1470 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.
Сосуд в виде лодки с рыбаками. Чиму, 1100-1470 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.

Очень детализированное изображение лодки находится в коллекции Музея искусств Цинциннати.

Сосуд в виде лодки. Чиму (?), 1100-1400 гг. н.э. Коллекция Cincinnati Art Museum.
Сосуд в виде лодки. Чиму (?), 1100-1400 гг. н.э. Коллекция Cincinnati Art Museum.

В данном случае мастер выгравировал даже рыбацкую сеть, лежащую в углублении по центру лодки. На носу лодки сидит морская птица.

Стоит отметить, что мотив рыбацких лодок встречается в искусстве перуанских индейцев довольно часто. Вероятно, это связано с неким сакральным значением, вкладываемым ремесленниками в эти образы. Удивительное мастерство и детализация многих предметов также свидетельствуют в пользу подобного предположения.

В некоторых случаях мы можем предположить, каким был скрытый смысл представленных образов.

Серебряный кулон. Ламбаеке, 1000-1350 гг. н.э. Коллекция Museo de Arte de Lima.
Серебряный кулон. Ламбаеке, 1000-1350 гг. н.э. Коллекция Museo de Arte de Lima.

Так, на серебряном кулоне мы видим сцену добычи раковин спондилюса, которую достаточно подробно описывали ранее (см. Шедевры индейского искусства: Значение cцены сбора раковин). Форма лодки в данном случае очень напоминает лодку из тростника.

Тем не менее в подавляющем большинстве случаев мы можем только гадать над тем, что же подразумевал автор, создавая тот или иной предмет/изображение. Совершенно очевидно лишь то, что с космическими кораблями рыбацкие лодки не имеют ничего общего.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12