Блог

Шедевры индейского искусства: Ткань Паракас

Ткань Паракас интересна уже даже своим названием. Несмотря на то, что найдена она была в некрополе культуры Паракас, техника плетения указывает на более позднюю культуру наска.

Ткань Паракас. Культура наска, 100-300 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.
Ткань Паракас. Культура наска, 100-300 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.

Многие исследователи считают, что центральная часть ткани имеет более раннее происхождение, нежели бордюр с фигурным плетением. Эта точка зрения достаточно обоснованна, т.к. цветовая палитра и техника плетения достаточно сильно отличаются.

Фрагменты центральной и боковой части.
Фрагменты центральной и боковой части.

Кроме того, изображения в центральной части напоминают личины, часто встречающиеся в искусстве культуры Паракас. Для примера приведем маску мумии из коллекции Музея искусств в Кливленде.

Маска мумии. Культура Паракас, 700 гг. до н.э. - 1 гг. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Art.
Маска мумии. Культура Паракас, 700 гг. до н.э. - 1 гг. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Art.

Края ткани выполнены в виде 90 обемных плетеных фигур, из которых 30 абсолютно уникальны, остальные имеют различные общие черты между собой. Так, часть персонажей облачены в схожие одеяния, другие близки по цвету, некоторые представлены в одинаковых позах, или имеют вид одних и тех же существ или животных.

Фрагмент ткани с человеческими фигурами.
Фрагмент ткани с человеческими фигурами.

Изображение одинаково хорошо читается как на лицевой, так и на оборотной стороне ткани. Практически все фигуры зеркально отображаются на обеих сторонах накидки.


Изображения трех фигурок имеют вид как спереди, так и сзади. Только по этим трем фигурам и можно определить, где у ткани передняя сторона, а где задняя.

Иллюстрация из обзорной статьи Лоиса Мартина
Иллюстрация из обзорной статьи Лоиса Мартина "Ткань Паракас".

Образы как в основной части ткани, так и по краям организованы симметрично относительно центра накидки. Личины в основной части разделены на две группы, лица каждой из которых обращены к центру. Фигуры по краям разбиты на четыре группы по тому же принципу.

На ткани изображены как мифические, так и вполне реальные персонажи. Фигуры сверхъестественных существ отличимы по наличию так называемых "стримеров" - отростков или лучей, выходящих из их ртов.

Фигура сверхъестественного существа.
Фигура сверхъестественного существа.

Среди человеческих фигур различают мужчин и женщин. Их одежды очень тщательно проработаны. Вероятно, изображались либо жрецы, либо люди в процессе перерождения в сверхъественных существ.

Создатели ткани не обошли вниманием и трофейные головы. Они представлены не только в руках и у ног фигур, но также присутсвуют и в более сложных сюжетах.

Изображение дерева прорастающего из трофейной головы на спине у зооморфного существа.
Изображение дерева прорастающего из трофейной головы на спине у зооморфного существа.

Примерно треть персонажей имеет кошачьи признаки. Образ кошки как в культуре Паракас, так и у наска был тесно связан с темой плодородия. Подробнее об этом можно прочесть в нашей публикации "Пятнистый кот индейцев наска".

Кошачье существо с трофейной головой у ног.
Кошачье существо с трофейной головой у ног.

Присутствуют изображения и других животных, например, лам. Ассоциация с мотивом плодородия прослеживается практически во всех образах.

Фигура ламы
Фигура ламы

Ряд признаков может указывать на то, что над созданием ткани работало несколько мастеров. Так, среди изображений, которые можно сгруппировать по три, одно часто имеет какую-либо отличительную особенность.

Большинство исследователей сходится во мнении, что фигуры и образы на этой ткани не случайны. Их расположение подчинено каким-то правилам и несет вполне определенный смысл или послание. Многие ученые считают, что ткань Паракас является ни чем иным, как календарем. Вполне возможно, что именно этим и объясняется такое обилие образов животных и растений.

Каким бы ни было содержание этого двухтысячелетнего послания, расшифровать его пока не удалось. Тем не менее, это не мешает наслаждаться удивительным мастерством ремесленников прошлого. К сожалению, делать это можно только виртуально, т.к. ткань в текущий момент не выставляется. Свет и вибрация могут сильно повредить ее.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.