Блог

Зеркала ольмеков

Несмотря на то, что зеркала появились в Южной Америке примерно на 800 лет раньше, чем в Мезоамерике, практика их использования мезоамериканскими народами значительно лучше изучена и описана. Именно поэтому мы решили начать серию публикаций об этих ритуальных предметах именно с Ольмеков.

Чаще всего находят ольмекские зеркала, изготовленные из рудных минералов с высоким содержанием железа (магнетит, гематит, ильменит). Отражающая поверхность обычно вогнута, качество полировки очень высокое.

Ольмекские зеркала и их осколки впервые обнаружили в начале 1940-х гг. в составе нескольких подношений, включавших также ритуальные предметы из зеленых камней (жадеит, серпентин и т.д.).

По краям зеркал обычно имеются небольшие отверстия (часто одно или два), расположение которых указывает на то, что их использовали в качестве нагрудных украшений. Фигура знатной женщины из коллекции Museo Nacional de Antropología, которую мы уже приводили в публикации "Что отражали индейские зеркала", хорошо иллюстрирует такой способ ношения.

Женская фигура с зеркальным диском на груди. Ольмеки, 700-600 гг. до н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología.
Женская фигура с зеркальным диском на груди. Ольмеки, 700-600 гг. до н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología.

Исследователи считают, что зеркала использовались в качестве символа власти и божественного могущества. Например, несколько вспомогательных отражающих поверхностей концентрировали лучи света на нагрудном или налобном украшении правителя или жреца, создавая яркое световое пятно. Правитель или жрецы таким образом могли подчеркивать свою близость к божеству.

Интересный предмет находится в коллекции Далласского музея искусств.

Горбун с зеркалом. Ольмеки, 1000-500 гг. до н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
Горбун с зеркалом. Ольмеки, 1000-500 гг. до н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

К сожалению, крепления не выдержали проверки временем, и зеркало было утрачено. Тем не менее, само наличие такой фигуры говорит о том, что в течение какого-то определенного времени зеркало должно было быть направлено в одну точку. Стоит отметить, что фигура изображает горбуна. Людей с таким физическим недостатком Ольмеки наделяли магическими силами, ассоциировали с божественным миром. Данная статуэтка, вероятно, устанавливалась таким образом, чтобы перенаправлять луч света на другой малоподвижный объект, например, на человека на троне.

Зеркала были не просто атрибутом власти. При раскопках в Ла-Вента было обнаружено подношение из нескольких жадовых топоров (кельтов), расположенных в форме креста. В южной части креста находилось небольшое зеркало.

Зарисовка подношения 1943-Е из Ла-Вента. Источник: Reconsidering Olmec Visual Culture: The Unborn, Women, and Creation. Carolyn E. Tate.
Зарисовка подношения 1943-Е из Ла-Вента. Источник: Reconsidering Olmec Visual Culture: The Unborn, Women, and Creation. Carolyn E. Tate.

Часть исследователей склоняется к тому, что зеркала у Ольмеков могли олицетворять центр земли, из которого растет Дерево Мира (олицетворенное в данном случае в форме креста), связывающее подземный, божественный и земной миры.

Зеркало было важным атрибутом ольмекского Бога Маиса (Бог II). Часть его головного убора была представлена в виде четырех жадовых топоров и круглого элемента по центру между ними.

1. Прорисовка рельефа топора. Ancient and Contemporary Maya Conceptions About Field and Forest. Karl Taube, 2003. 2. Прорисовка рельефа фигуры Рио Пескеро из коллекции музея Dumbarton Oaks. Olmec Art at Dumbarton Oaks. Karl A. Taube. 2004.
1. Прорисовка рельефа топора. Ancient and Contemporary Maya Conceptions About Field and Forest. Karl Taube, 2003. 2. Прорисовка рельефа фигуры Рио Пескеро из коллекции музея Dumbarton Oaks. Olmec Art at Dumbarton Oaks. Karl A. Taube. 2004.

Круглый элемент на груди фигуры из коллекции музея Dumbarton Oaks также может быть зеркалом. Подобные нагрудные украшения часто сопровождали образы божеств.

Зеркала также ассоциировались с мистическим зрением, глазом. Вероятно, это связано с особенностями получаемого отражения. Зеркала Ольмеков не только инвертировали изображение, но и увеличивали его. Таким образом, человек, смотревший в зеркало, мог видеть свой увеличенный глаз.

Эта особенность подчеркивается в иконографии. В качестве примера можно привести фреску из пещеры Окстотитлан, Герреро, Мексика (David Grove. The Middle Preclassic Period Paintings of Oxtotitlan, Guerrero). Правитель, облаченный в костюм совы, сидит на троне, выполненном в виде головы змеи. На месте глаза птицы хорошо различимо углубление, в которое, вероятно, было установлено зеркало из магнетита. На это указывают характерные следы окислов в этой части фрески.

1. Фреска из пещеры Окстотитлан, Герреро, Мексика. 2. Прорисовка фрески.
1. Фреска из пещеры Окстотитлан, Герреро, Мексика. 2. Прорисовка фрески.

Ассоциация зеркальной поверхности с глазом прослеживается и на предмете из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес. Статуэтка из серпентина изображает мужчину (шаман? правитель?) в процессе трансформации. Волосы и человеческая кожа на голове сдвинулась назад, обнажив морду ягуара. Помимо следов киновари на голове фигуры явно выделяются остатки инкрустаций в глазах. Там находились небольшие полированные фрагменты пирита, которые подчеркивали мистическое могущество изображенного.

Фигура мужчины в процессе трансформации. Ольмеки, 900-300 гг. до н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.
Фигура мужчины в процессе трансформации. Ольмеки, 900-300 гг. до н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.

Кошачий образ в данном предмете не случайно сочетается с зеркальными глазами, т.к. и зеркало и ягуар ассоциировались с силой, божественной властью.

Многие исследователи считают, что зеркала у Ольмеков были связаны и с культом солнца. Действительно, способность зеркал отражать и/или концентрировать лучи света могла трактоваться таким образом. Более того, эксперименты показали, что с помощью, по крайне мере, некоторых экземпляров можно разжигать огонь. Однако вогнутая поверхность ольмекских зеркал может объясняться и техникой изготовления. Для полировки использовали фрагмент аналогичного минерала, который неподвижно крепили к горизонтальной поверхности. Этот неподвижный элемент выполнял функцию полирующего инструмента. Мастер брал в руки заготовку зеркала и водил по инструменту взад и вперед. Между заготовкой и инструментом постоянно помещался мокрый абразив. Такой способ полировки неизбежно приводил к тому, что поверхность инструмента становилась выпуклой, а поверхность зеркала – вогнутой. Сторонники этой теории считают, что выпуклые зеркала – это не зеркала, а инструменты для полировки, которые использовались неоднократно. В пользу этого предположения свидетельствует также то, что в выпуклых зеркалах значительно реже проделывались отверстия для ношения.

Завершая рассказ, стоит упомянуть, что Ольмеки создавали зеркала не только из отражающих материалов. Встречаются также и изделия их жадеита, серпентина и других зеленых камней, получивших собирательное название "жад" (jade). Увидеть в таком зеркале свое отражение достаточно проблематично. Функция этих предметов была скорее ритуальная.

Зеркало из жадеита. Олмеки, 900-500 гг. до н.э. Коллекия Dumbarton Oaks Museum.
Зеркало из жадеита. Олмеки, 900-500 гг. до н.э. Коллекия Dumbarton Oaks Museum.

Жадовые зеркала встречаются достаточно редко. В отличие от предметов из рудных минералов, края изделий из зеленого камня тщательно обрабатывались. В качестве примера можно привести великолепную пектораль из собрания Далласского музея искусств.

Пектораль. Ольмеки, 1200-400 гг. до н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
Пектораль. Ольмеки, 1200-400 гг. до н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Кроме формы предмета, высокого качества полировки и способа ношения с зеркалом этот предмет объединяет также вогнутая форма. Вероятно, технология производства таких украшений не отличалась от производства зеркал.

Ассоциация жада с зеркалами вполне объяснима. Зеленые камни использовались при изготовлении ритуальных предметов, связанных с культом плодородия. Жад часто использовали для изображения побегов кукурузы. Зеркало же было важным атрибутом Бога Маиса. Оно украшало в т.ч. его головной убор, в верхней части которого прорастает побег кукурузы, символизирующий Мировое Древо.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.