Загадочные образы обезьян-кошек на древних тканях Южной Америки

Д. Карадимас, чье исследование мы ранее уже упоминали в публикации "Победа над смертью и перерождение в религии индейцев Южной Америки", выделил необычный, но достаточно часто встречающийся в иконографии андских народов образ кошачьего хищника.

Для того, чтобы иметь пример ткани перед глазами, приведем еще раз фрагмент, хранящийся в Музее Пяти Континентов в Мюнхене.


Ткань, Перу, 900-1100 гг. н.э. Коллекция Музея Пяти Континентов (ранее Этнографический музей).

Предлагаем обратить внимание на зверей, изображенных слева и справа от центральной фигуры, напоминающей осу-паразита. Д. Карадимас отмечает, что, несмотря на достаточно типичные для изображения кошек позы, пятна на теле (также являющиеся кошачьим признаком в иконографии андских народов) и уши животных, их мордочки прорисованы довольно странным образом. Такие маски более характерны для изображений обезьян, нежели ягуаров или пум. Вероятно, что таким образом индейцы формировали образ ночной обезьяны, на лице которой три темные полосы формируют примерно такой же узор.


Aotus zonalis, семейство ночных обезьян.

Д. Карадимас вспоминает, что ранее баварский исследователь и зоолог Иоганн Баптист фон Спикс называл ночных обезьян "кошачьими ночными обезьянами". Такое название немец вероятнее всего позаимствовал у народа Миранья, колумбийских индейцев Амазонии, которых он нанимал в качестве проводников. Также он делал ранее с названиями других животных. Стоит отметить, что в Амазонии ночных обезьян до сих пор называют "моно-тигр" или "тигр (ягуар) - обезьяна".

У этого вида обезьян действительно много общего с ягуаром. Они ведут ночной образ жизни, и их глаза приспособлены к темноте. Блеск их глаз и сегодня напоминает индейцам Миранья сияние звезд. Кроме того, эти обезьяны также являются хищниками: в их рацион входят мелкие животные, птицы, ящерицы и насекомые, на которых они охотятся с наступлением сумерек.

Не исключено, что прообразом кошки-обезьяны мог быть и оцелот, либо маргай. Способность быстро бежать по стволам деревьев как вверх, так и вниз могла делать их подобными обезьяне в глазах индейцев.


Оцелот (Leopardus pardalis) и Маргай (Длиннохвостая кошка, Leopardus wiedii).

Конечно, определить с полной уверенностью, кто является прообразом животных, изображенных на подобных тканях, невозможно. Можно лишь предполагать, что ночные обезьяны могли замещать или дополнять изображения обезьян и пауков. То есть, в зависимости от контекста, обезьяны-кошки могли выступать и как жертвы осы-паразита, так и сами быть хищниками, дополняющими центральную фигуру. Напомним, что жертва и хищник необходимы в таком сюжете, т.к. победа над смертью и перерождение достигаются за счет внесения в тело жертвы зародыша новой жизни, так, как это делает оса-паразит, откладывая личинок в тело паука.

В целом сюжет мог описывать также конфликт между солнцем/луной и созвездием Ориона, описанный в мифе индейцев северо-западной Амазонки.

В завершение приведем еще несколько очень известных изображений кошек с обезьяньими признаками на тканях Южной Америки.


Туника. Культура Чиму, Перу, 1450-1550 гг. н.э. Коллекция Музея искусства Метрополитен.

Фрагмент ткани. Перу, 800-1450 гг. н.э. Коллекция Музея изобразительных искусств Хьюстона.

Фрагмент мантии. Культура Паракас, Перу, 5-3 вв. до н.э. Коллекция Музея искусства Метрополитен.

Туника. Культура Чиму, Перу, 1450-1550 гг. н.э. Коллекция Музея искусства Метрополитен.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12