Блог

Косатка-Убийца индейцев наска

Суровые климатические условия южного побережья Перу наложили отпечаток на религиозные взгляды живших на этих пустынных территориях индейцев. Центральной темой для народов наска становится идея плодородия. Мифические существа, олицетворявшие стихии и силы природы, были призваны обеспечить достаточное количество воды, плодородие земли и урожайность растений.

Мы уже писали ранее о Пятнистом коте, символизировавшем силы земли, и Ужасной птице, олицетворявшей могущественную силу воздуха. В этот раз расскажем о Косатке-убийце или Ките-убийце - самом могущественном существе морей.

Сосуд. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Houston.
Сосуд. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Houston.

Некоторые исследователи считали, что этот мифический морской хищник был вершиной пантеона божеств наска (Е.Н. Яковлев). Их точка зрения базировалась в том числе на верованиях современных рыбацких народов побережья Перу. Большинство ученых не поддерживают эту точку зрения, т.к. неизвестно, насколько можно полагаться на такой источник информации с учетом огромной разницы во времени. Тем не менее значимость Кита-убийцы явно не стоит недооценивать. В провинции Пальпа есть даже крупный геоглиф с таким изображением.

Геоглиф. Провинция Пальпа, регион Ика, Перу. Фиотография Johny Isla.
Геоглиф. Провинция Пальпа, регион Ика, Перу. Фиотография Johny Isla.

Патриция Лион (Patricia Lyon) предположила другую трактовку. По ее мнению, Кит-убийца - это собирательный образ хищника, хозяина морских глубин, который может как ниспослать богатый улов, так и уничтожить неугодных посетителей его владений. Вполне вероятно, что эта точка зрения имеет право на существование, однако она, скорее всего, не описывает все смысловые грани образа Кита-убийцы.

Как и многие другие мифические существа Наска, Косатка-убийца была заимствована у культуры паракас.

Чаша. Паракас, 6-4 вв. до н.э. Коллекция Metropolitan Museum of Art.
Чаша. Паракас, 6-4 вв. до н.э. Коллекция Metropolitan Museum of Art.

В период прото-наска изображения мифического морского чудовища становятся предельно натуралистичными. Они больше напоминают акулу, нежели кита.

Блюдо. прото-Наска. Коллекция University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology
Блюдо. прото-Наска. Коллекция University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology

Позднее образ был дополнен антропоморфной или зооморфной рукой - признаком, явно указывающим на то, что перед нами не просто морской хищник. Эта рука не является изобретением наска. Она уже встречалась в иконографии паракас, и ее видно и на изображении чаши из коллекции Metropolitan Museum of Art, которое мы привели выше.

Одновременно с рукой на голове под глазом мифического существа появляется изогнутый элемент, значение которого неизвестно.

Хороший пример изображения Косатки-убийцы ранних наска представлен в коллекции Музея изящных искусств в Хьюстоне.

Блюдо. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Houston.
Блюдо. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Houston.

Со временем образ становится более кровожадным. Встречаются изображения Косатки-убийцы, раздирающей тела людей. Но такие мотивы очень быстро упрощаются. В дальнейшем изображение жертвы замещается трофейной головой и обсидиановым ножом в руке мифического существа. В этих сценах образ Косатки сопровождается пятнами крови, которые видны и на зубах морского чудовища на сосуде из коллекции музея Метрополитен.

Сосуд. Наска, 1-6 вв. н.э. Коллекция Metropolitan Museum of Art.
Сосуд. Наска, 1-6 вв. н.э. Коллекция Metropolitan Museum of Art.

В отличие от Пятнистого кота или Ужасной птицы, Кит-убийца, по всей видимости, не ассоциировался непосредственно с сельским хозяйством. По крайней мере, не встречается изображений этого мифического существа с растениями. Трофейные головы в сценах с Китом также не прорастают. Образ Косатки-убийцы был, вероятно, связан с символикой смерти, перерождения и фертильности (не в сельскохозяйственном смысле).

Иногда трофейные головы изображались как-бы внутри мифического животного. Возможно, таким образом Кит-убийца доставлял кровавые ритуальные подношения в мир предков. Как мы уже писали ранее в публикации "Между мирами: символика сцены добычи раковин в искусстве индейцев Андского региона", океан, в котором обитает мифическая косатка, воспринимался индейцами как некая пограничная зона, разделяющая мир людей и загробный мир.

Сосуд в форме мифического существа Касатки-Убийцы. Наска, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco.
Сосуд в форме мифического существа Касатки-Убийцы. Наска, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco.

Изображение из коллекции Музея Ларко не единственное, на котором у Косатки есть и передние, и задние конечности. В собрании Музея изящных искусств в Хьюстоне находится пара медальонов из раковин спондилюса с подобными образами.

Медальоны. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Houston
Медальоны. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Houston

После 400-500 гг. н.э. изображения Кита-убийцы, как и других мифических существ, становятся все более абстрактными. Их также разбивают на множество подтипов (Donald A. Proulx). Проиллюстрируем пару разновидностей этих мотивов.

Иногда Кита изображали в виде кровавого рта. В этих случаях голова представлена фронтально, так, что видны оба глаза. Пасть распахнута, между схематичными зубами изображена кровавая масса. Отростки, выходящие из головы чудовища, удерживают пучки волос, символизирующие трофейные головы. Пример поздней (после 500-600 гг. н.э.) вариации этого образа с дополнением в виде пышного головного убора (Голова-пропеллер в классификации Donald A. Proulx ) есть в коллекции Музея Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Чаша. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Fowler Museum at UCLA.
Чаша. Наска, 100 гг. до н.э. - 700 гг. н.э. Коллекция Fowler Museum at UCLA.

Примерно в это же время появляются и антропоморфные изображения Косатки-убийцы. У мифического существа одновременно присутствует два тела: акулы и человека.

Сосуд. Наска. Коллекция Ethnological Museum of the State Museums in Berlin.
Сосуд. Наска. Коллекция Ethnological Museum of the State Museums in Berlin.

В целом, в периоды поздней наска изображения Кита-убийцы все меньше отличаются от образов других мифических созданий. Происходит это благодаря заимствованию и смешению черт различных существ, а также в результате все большей абстрактности мотивов.

Кроме того, наска постепенно заимствует стилистику Уари. На переходных сосудах наска-уари различия в изображениях божеств этих культур практически стираются.

Прорисовка сосуда Наска из коллекции M.N.A.A.H.-Lima. Автор Christiane Clados.
Прорисовка сосуда Наска из коллекции M.N.A.A.H.-Lima. Автор Christiane Clados.

На прорисовке представлены две Косатки-убийцы (сверху слева) и мифическое существо с жалом культуры уари (снизу справа). Отличить морских чудовищ наска от мифического существа уари в данном случае крайне сложно.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.