Культ трофейных голов индейцев Наска

Термин "трофейная голова" был введен в 1901 году Максом Уле. Он предположил, что перуанские изображения отрубленных голов являются неким символом военных трофеев.

Изображения голов, отделенных от тела, встречаются в искусстве андских народов задолго до появления культуры Наска. Один из самых известных предметов с таким сюжетом находится в коллекции Музея Дамбартон Оукс, Вашингтон. Блюдо из стеатита с изображением антропоморфного паука. На его спине сетью (?) закреплены человеческие головы. Это блюдо датируется 900-600 гг. до н.э. Известны и более древние изображения отрубленных голов.


Блюдо с изображением антропоморфного паука. Куписнике, 900 - 600 гг. до н.э. Коллекция Dumbarton Oaks, Washington DС.

Частота изображения мотива отрубленной головы стала расти еще в культуре Паракас.


Сосуд. Паракас, 200 г. до н.э. - 1 г. н.э. Коллекция The National Museum of the American Indian, New York.

Довольно часто головы изображались в искусстве Моче и Уари.


Сосуд в виде трофейной головы. Уари, 500-800 гг. н.э. Коллекция The Walters Art Museum, Baltimore.

Однако, никогда ни до ни после Наска, которые были буквально одержимы этим сюжетом, трофейные головы не занимали столь значимое место в иконографии.


Сосуд с изображением трофейных голов и змей. Наска, 430-530 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Множество трофейных голов было найдено на территории Наска. Большая часть из них определенным образом обработана. Внутренности вынимались через отверстие в основании черепа. Череп набивали лоскутами хлопчатой ткани, семенами, растениями. Во лбу проделывали отверстие, в которое продевали веревку, цепляя ее за деревянный колышек с внутренней стороны черепа. Вероятно, эта веревка использовалась для ношения или подвешивания головы. Глаза вынимались, глазницы также заполняли лоскутами ткани. Рот зашивали колючками дерева хуаранго. Такая подготовка голов, по всей видимости, была необходима. Исследователи проводят аналогию с верованиями индейцев Хиваро в Эквадоре. Хиваро считали, что человек рождается с двумя формами души. Одна из них защищает от болезней и смерти, но ее сила ограничена и постепенно исчезает, если ее не восполнять. Для пополнения энергии практиковались ритуальные убийства. Индейцы Хиваро также отрубали головы, но уже не с целью восполнения силы души, а чтобы обезопасить себя от мести со стороны духа покойного, который находится именно в голове. Рот на отрубленной голове жертвы зашивали, запирая таким образом мстительный дух и препятствуя его выходу наружу. Через пару лет, когда силы духа сойдут на нет, от головы можно было избавиться.


Мумифицированная трофейная голова из коллекции Museum zu Allerheiligen, Schaffhausen и сосуд в виде трофейной головы культуры Наска (1-800 гг. н.э.) из коллекции Museo Larco, Lima.

Существует несколько теорий о том, как люди Наска добывали трофейные головы. Часть исследователей предполагают, что в условиях ограниченности природных ресурсов и плодородных земель, индейцы вели постоянные войны. Именно во время военных походов и добывались трофейные головы. Сторонники другой точки зрения говорят о том, что отрубание голов практиковалось исключительно в рамках ритуальных церемоний, среди которых и ритуальные сражения. Есть и третья версия, согласно которой трофейные головы добывали во время вылазок в соседние поселения, осуществляемых только с этой целью, а иногда и у сородичей.


Фигурный сосуд. Наска, 4-6 вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Наска довольно часто хоронили покойных обезглавленными, причем в части случаев голову заменяли тыквой, либо сосудом с изображением трофейной головы. Интересно, что сосуды Наска в форме головы можно разделить на два типа. Первый тип напоминает подготовленную к ритуалам голову с закрытыми глазами, зашитым ртом. Выше мы приводили пример такого сосуда из коллекции Museo Larco, Lima. Такие керамические изделия могли использоваться в церемониях подношения как замена человеческой головы, либо в качестве емкости для ритуальных напитков. Изображения на керамике второго типа более живые: с открытыми глазами. Вероятно, сосуды второго типа служили в качестве замены головы покойного при его погребении. В качестве примера приведем предмет из коллекции Музея Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.


Сосуд. Наска, 100 г. до н.э. - 800 г. н.э. Коллекция Fowler Museum at UCLA.

Культ трофейных голов, вероятно, был связан с плодородием. Существуют изображения, на которых из голов прорастают побеги растений.


Сосуд. Культура Наска. Коллекция Brooklyn Museum, New York.

Считается, что головы выступали в качестве ритуального подношения мифическим существам с целью задобрить силы природы и повлиять на погодные и климатические условия. В качестве примера можно привести сосуд из коллекции Британского музея. Из тела изображенного кошачьего мифического существа выступают трофейные головы, из которых прорастают растения.


Сосуд с изображением мифического существа, из трофейных голов на теле которого прорастают растения. Наска, 100 г. до. н.э. - 600 г. н.э. Коллекция The British Museum.

Судя по сохранившимся изображениям, головы использовались в ритуальных танцах, подвешивались на шестах и всяческими способами демонстрировались окружающим.


Сосуд в виде человека в маске. Наска, 180 г. до н.э. - 500 г. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.

Ритуалы сопровождались музыкой и потреблением галлюциногенов. На керамическом барабане, о котором мы рассказывали в публикации "Музыка в древних Андах", изображены звезды, символизирующие кактус Сан Педро. Еще один интересный образ этого галлюциногена находится в коллекции Израильского музея в Иерусалиме. Этот сосуд, вероятно, изображает шамана в процессе ритуала, связанного с трофейными головами, одна из которых находится в его руке остальные лежат у ног. Судя по тому, что тело человека покрывают лучистые звезды, что делает его похожим на кактус, а из плеч растут кактусы, он находится уже под воздействием наркотика. Такое транзитное состояние сознания связывает его с миром мифических существ, одно из которых изображено у него в районе живота.


Мифическое существо в виде кактуса Сан Педро. Наска, 200-400 гг. н.э. Коллекция The Israel Museum, Jerusalem.

Захоронение трофейных голов было завершающей частью церемонии подношения. Изображений этого финального этапа практически не сохранилось. Сосуд из коллекции Национального музея антропологии и истории Перу в Лиме в этом смысле уникален.


1. Сосуд из коллекции Museo Nacional de Antropologia, Arqueologia e Historia, Lima. Иллюстрация к публикации Nasca Headhunting and the Ritual Use of Trophy Heads, Donald A. Proulx. 2. Прорисовка сосуда. Иллюстрация к публикации Ritual Uses of Trophy Heads in Ancient Nasca Society, Donald A. Proulx.

На росписи представлен момент погребения трофейных голов в пирамидальном сооружении. Церемонию проводят два шамана с дубинками (?) в руках. Лицо одного из них скрыто под маской. Повсюду расставлены небольшие чаши, одна из которых помещена внутрь сооружения вместе с головами. Животное, имеющее кошачьи (?) признаки, бежит по вершине пирамиды. К сожалению, как мы уже говорили в предыдущих публикациях, о людях Наска, их быте и религии практически ничего не известно. Большая часть исследований базируется на скудных данных археологии и трактовке изображений на сохранившихся сосудах и тканях. Мы никогда не узнаем детали ритуалов и их точное значение. Что не вызывает никаких сомнений, так это то, что культ трофейных голов был прямо связан с плодородием. Учитывая условия, в которых люди Наска были вынуждены выживать, их одержимость этим культом вполне объяснима.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12