Блог

Урна для праха пленников: ацтекский бог смерти из собрания Темпло Майор

В собрании Темпло Майор в Мехико находится небольшая урна из алебастра, содержащая прах пленников, принесенных в жертву в Теночтитлане.

Сосуд составляет единое целое со скульптурным изображением бога смерти Миктлантекутли. Его лицо лишено плоти, а потому глаза не прикрыты веками, а зубы обнажены в ужасающей улыбке. Когтистыми руками он обхватил урну, как бы демонстрируя, что ее содержимое уже его собственность.

Миктлантекутли. Ацтеки, примерно 1500 гг. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico.
Миктлантекутли. Ацтеки, примерно 1500 гг. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico.

Несмотря на то, что Миктлантекутли представлял собой саму смерть, а также был владыкой малоприятного места под названием Миктлан, он был необычайно почитаемым богом. Прежде всего потому, что с ним предстояло встретиться большинству людей, т.к. именно в Миктлан попадали все, кроме: воинов, погибших в бою; женщин, умерших в процессе родов; людей, принесенных в жертву; тех, чья смерть была связана с водой, и, конечно, младенцев. Всем остальным было суждено предстать перед влыдыкой Миктлана.

Благодаря множественным изображениям бога смерти мы можем восстановить и идентифицировать отдельные элементы его образа даже в случаях, когда они представлены схематично. Тем не менее многие детали по-прежнему трактуются неоднозначно. В качестве примера можно привести головной убор бога смерти.

Часто его описывают как изображение раковины стромбуса, украшенного перьями совы или бумажными флагами. С перьями и флагами все достаточно логично: совы считались посланниками Миктлантекутли, а бумажные флаги и связки (обычно окрашенные в черные и белые цвета) ассоциировались со смертью. Однако раковина являлась скорее атрибутом Кецалькоатля, символизирующего жизнь, а не смерть.

Подвеска Кецалькоатля с символом раковины. Ацтеки, 1486–1502 гг. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico.
Подвеска Кецалькоатля с символом раковины. Ацтеки, 1486–1502 гг. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico.

Очевидно, что головной убор Миктлантекутли должен быть связан скорее с царством мертвых, чем с миром живых. В этом контексте, правдоподобнее звучит предположение о том, что так изображали вход или портал в Миктлан, а потому это скорее стилизованная воронка.

Миктлантекутли. Фрагмент кодекса Zouche-Nuttall. Коллекция British Museum.
Миктлантекутли. Фрагмент кодекса Zouche-Nuttall. Коллекция British Museum.

Так, в исторических источниках упоминается водоворот на озере Тескоко, который являлся местом жертвоприношений. Индейцы верили, что это своего рода портал в загробный мир, который работал в обе стороны. В сухой сезон он выглядел как водоворот, жадно засасывающий все в потусторонний мир, а во время дождей превращался в фонтан, изрыгающий все в мир живых. Это место индейцы называли Пантитлан, или место между флагами, что также символично.


Источники:

  1. Diego Duran. Historia de las Indias de Nueva España e Islas de Tierra Firme escrita en el siglo XVI. Edited by A. M. Garibay, 1967.
  2. Bernardino de Sahagun. Historia general de las cosas de Nueva España. Edited By Angel María Garibay K., Mexico, 1956.
  3. Gabriel Espinosa Pineda, María Montserrat Camacho Ángeles. Iconografia de la Pricipal Deidad Prehispanica de la Muerte en el Centro de Mexico. Temas americanistas, 41, 2018.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.