Кастеты индейцев майя

В Храме жреца-ягуара в Тикале можно увидеть интересное сюжетное изображение людей. Эта резная деревянная панель местами очень плохо сохранилась, а потому приведем прорисовку рельефа.

Прорисовка рельефа из Храма жреца-ягуара. Тикаль. Автор William Coe.

Правитель в одеянии из шкуры ягуара и в шлеме в виде головы этой хищной кошки стоит в окружении своих помощников. Все трое держат в руках очень интересные предметы, которые напоминают оружие необычной формы.

Рельеф из Храма жреца-ягуара. Тикаль.

Рельеф из Храма жреца-ягуара. Тикаль.

Благодаря своей форме и способу ношения эти предметы получили название "кастеты", но на этом их сходство с ударно-дробящим оружием и заканчивается.

На самом деле эти кастеты представляют собой одну из разновидностей предметов из кремнистого сланца, о которых мы писали ранее и, как явно видно на ральефах из Храма жреца-ягуара, их использовали в первую очередь для демонстрации статуса, как один из видов атрибутов власти.

На такое предназначение кастетов указывает и их не самая удобная для ношения и использования форма. В коллекции Института искусств Чикаго находится очень похожий предмет. Его острая зазубренная рукоять явно не предполагала какого-либо функционального применения предмета.

Кремниевый эксцентрик. Майя, примерно 200 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago

Все предметы, создаваемые из кремнистого сланца, несли в себе определенную символику, т.к. сам материал, из которого они создавались, обладал, по мнению майя, сверхъестественными свойствами (см. Искусство майя: ритуальные предметы из кремнистого сланца и обсидиана). Майя верили, что кремнистый сланец образуется тогда, когда молния бьет в землю. Именно этим и объяснялись свойства этого камня, способность порождать искры при ударе: при возникновении кремнистого сланца частица бога молний Кавиля заключается в породе.

Бог молний Кавиль считался покровителем правителей, первым в их роду, прародителем, а потому предметы из камня, вмещающего его сущность, были идеальным атрибутом власти.

На стеле Караколя в Белизе изображен правитель Владыка Воды с кастетом из кремнистого сланца.

Стела 6 (оригинал слева, прорисовка справа), Караколь, Белиз. Майя, 603 г. н.э. Коллекция Penn Museum, Philadelphia.

Формы кастетов незначительно отличались, в том числе разным было и количество шипов. Встерчаются экземпляры с тремя, двумя и одним шипом.

Ритуальный "кастет" из кремнистого сланца. Майя. Зарисовка Amy B. Henderson. Опубликована в Flintknapping: Making and Understanding Stone. Whittaker, 1994.

В отличие от кастетов с множеством выступов, предметы с единственным наростом, вероятно, использовались в ритуалах жертвоприношения.

Один из примеров такого применения можно увидеть в сцене на сосуде из коллекции Музея искусств Далласа, который мы уже упоминали в публикации Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя.

Сосуд со сценой жертвоприношения. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

В руке палач удерживает "кастет" с одним шипом.

Несмотря на то, что жертва изображена со вспоротым животом, предполагается, что жертвенные ножи такой формы с одним выступом использовались для иссечения сердца.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12