Кастеты индейцев майя

В Храме жреца-ягуара в Тикале можно увидеть интересное сюжетное изображение людей. Эта резная деревянная панель местами очень плохо сохранилась, а потому приведем прорисовку рельефа.

Прорисовка рельефа из Храма жреца-ягуара. Тикаль. Автор William Coe.
Прорисовка рельефа из Храма жреца-ягуара. Тикаль. Автор William Coe.

Правитель в одеянии из шкуры ягуара и в шлеме в виде головы этой хищной кошки стоит в окружении своих помощников. Все трое держат в руках очень интересные предметы, которые напоминают оружие необычной формы.

Рельеф из Храма жреца-ягуара. Тикаль.
Рельеф из Храма жреца-ягуара. Тикаль.

Рельеф из Храма жреца-ягуара. Тикаль.
Рельеф из Храма жреца-ягуара. Тикаль.

Благодаря своей форме и способу ношения эти предметы получили название "кастеты", но на этом их сходство с ударно-дробящим оружием и заканчивается.

На самом деле эти кастеты представляют собой одну из разновидностей предметов из кремнистого сланца, о которых мы писали ранее и, как явно видно на ральефах из Храма жреца-ягуара, их использовали в первую очередь для демонстрации статуса, как один из видов атрибутов власти.

На такое предназначение кастетов указывает и их не самая удобная для ношения и использования форма. В коллекции Института искусств Чикаго находится очень похожий предмет. Его острая зазубренная рукоять явно не предполагала какого-либо функционального применения предмета.

Кремниевый эксцентрик. Майя, примерно 200 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago
Кремниевый эксцентрик. Майя, примерно 200 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago

Все предметы, создаваемые из кремнистого сланца, несли в себе определенную символику, т.к. сам материал, из которого они создавались, обладал, по мнению майя, сверхъестественными свойствами (см. Искусство майя: ритуальные предметы из кремнистого сланца и обсидиана). Майя верили, что кремнистый сланец образуется тогда, когда молния бьет в землю. Именно этим и объяснялись свойства этого камня, способность порождать искры при ударе: при возникновении кремнистого сланца частица бога молний Кавиля заключается в породе.

Бог молний Кавиль считался покровителем правителей, первым в их роду, прародителем, а потому предметы из камня, вмещающего его сущность, были идеальным атрибутом власти.

На стеле Караколя в Белизе изображен правитель Владыка Воды с кастетом из кремнистого сланца.

Стела 6 (оригинал слева, прорисовка справа), Караколь, Белиз. Майя, 603 г. н.э. Коллекция Penn Museum, Philadelphia.
Стела 6 (оригинал слева, прорисовка справа), Караколь, Белиз. Майя, 603 г. н.э. Коллекция Penn Museum, Philadelphia.

Формы кастетов незначительно отличались, в том числе разным было и количество шипов. Встерчаются экземпляры с тремя, двумя и одним шипом.

Ритуальный "кастет" из кремнистого сланца. Майя. Зарисовка Amy B. Henderson. Опубликована в Flintknapping: Making and Understanding Stone. Whittaker, 1994.
Ритуальный "кастет" из кремнистого сланца. Майя. Зарисовка Amy B. Henderson. Опубликована в Flintknapping: Making and Understanding Stone. Whittaker, 1994.

В отличие от кастетов с множеством выступов, предметы с единственным наростом, вероятно, использовались в ритуалах жертвоприношения.

Один из примеров такого применения можно увидеть в сцене на сосуде из коллекции Музея искусств Далласа, который мы уже упоминали в публикации Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя.

Сосуд со сценой жертвоприношения. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
Сосуд со сценой жертвоприношения. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

В руке палач удерживает "кастет" с одним шипом.

Несмотря на то, что жертва изображена со вспоротым животом, предполагается, что жертвенные ножи такой формы с одним выступом использовались для иссечения сердца.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika