Мифология майя: Боги, сотворившие мир

В эпосе майя-киче Пополь-Вух часто встречаются фрагменты с перечислением божеств, участвовавших в сотворении мира. Иногда указываются их имена, но часто вместо этого называются их титулы. Более того, в одном предложении могут присутствовать вперемешку как имена, так и титулы божества или нескольких божеств. Благодаря такой особенности повествования зачастую очень сложно понять, кто принимал участие в сотворении мира.

В данной публикации мы постараемся свести воедино титулы и имена тех, кого майя-киче считали создателями.

Подставка для курильницы с изображениями ликов божеств. Майя, 690-720 гг. н.э. Коллекция Kimbell Art Museum, Форт-Уэрт, Техас.

Сколько всего было богов

В сотворении мира и людей принимали участие три пары божеств. Также присутствовал седьмой верховный бог, который наблюдал, надзирал и направлял остальных.


Первая пара

Боги, создающие что-то из чего-то. Эта пара богов подарила человечеству дыхание и сердце, т.е. жизненную силу и духовную сущность.

Создательница и Творец имели настолько большое значение для майя, что испанские миссионеры использовали их имена для описания христианского старозаветного бога.

В эпосе одним из их титулов является мать-отец (chuch-qajaw), основатели рода всего живого. В настоящее время жрецы майя-киче, используя этот титул, обращаются с молитвами к богу.


Создательница (Tz'aqol) - та, кто создает целое, соединяя части вместе.

Творец (B'itol) - тот, кто придает форму вещам.


Вторая пара

Боги-прародители, боги-прорицатели, защитники и те, кто предоставляют укрытие. Упоминаются также как старцы.

Эта пара божеств провела ритуал с зернами кукурузы и семенами дерева ците, что символизирует начало времени, запуск бесконечного цикла смены дней и ночей.

Два бога-старца бросают зерна кукурузы или семена дерева ците. Фрагмент копии Бурбонского кодекса. Ацтеки. Оригинал находится в коллекции Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Париж.

Обладают титулами Владыки зеленой чаши и Владыки зеленого блюда. Интересно, что у майя-киче для обозначения синего и зеленого цвета было только одно слово (räx). Чтобы четко обозначить цвет, это слово всегда использовали с дополнениями: как небо, как дерево. Таким образом, синяя чаша и зеленое блюдо, вероятно, ассоциировались с небом (Шмукане) и землей (Шпийакок).


Шмукане (Xmucane, Alom) - прародительница, мать, "та, кто родила детей", "та, которая имеет внуков". Один из возможных переводов имени звучит как "та, кто помещает в землю" или "та, кто сеет". Также в тексте ее называют Коати. Присутствует в эпосе и под именем Хун-Ахпу-Утиу, или Хун-Ахпу Койот. Койот ассоциировался у майя с ночной темнотой.

Шмукане в эпосе Пополь-Вух, вероятно, выступает в качестве аналога богини Иш-Чель (Goddess O), отвечавшей в том числе за плодородие, медицину и деторождение, а также ассоциировавшейся с силами созидания и разрушения.

Иш-чель переворачивает сосуд с водой, что, вероятно, символизирует великий потоп. Дрезденский кодекс. Майя, 13-14 вв. н.э. Коллекция Saxon State and University Library, Дрезден.

Шпийакок (Xpiyacoc, K'ajolom) - прародитель, отец, "тот, кто породил сыновей", "тот, кто имеет внуков". У современных майя-киче титулом Mamom (тот, кто имеет внуков) наделяется глава рода. К нему обращаются за советом в сложных ситуациях. Он участвует во всех важных событиях и ритуалах: бракосочетаниях, церемониях определения имени ребенка или почитания предков.

Присутствует в эпосе также под именем Хун-Ахпу-Вуч, или Хун-Ахпу Опоссум. Опоссум ассоциировался у майя с темнотой ночи перед рассветом.

Божество в виде опоссума. Дрезденский кодекс. Майя, 13-14 вв. н.э. Коллекция Saxon State and University Library, Дрезден.

Саки-Нима-Циис, или большой белый пекари - еще одно имя божества.

Часть исследователей считает, что Шпийакок является версией бога-старца Павахтуна (God N), который удерживает небо, ассоциируется с землей и пятидневным периодом, предшествующим новому году. Интересно, что Павахтун иногда изображался с панцирем черепахи, а слова "пийакок" (piyakok) и "кок" (kok) используются индейцами для обозначения этого пресмыкающегося.

Погремушка или свисток в виде Бога Н (God N) в панцире черепахи. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция Princeton University Art Museum.

Третья пара

Ассоциировались с могуществом водной стихии, внутренней силой огромных скоплений воды, что очень важно, т.к. до сотворения мира была только вода и небо.

Тепеу (Tepew, Tepeuh) - повелитель, завоеватель. Значение этого слова связано с понятиями величия, достоинства, власти. Также упоминается как Сердце озера.

Пернатый змей (Кукумац, Q'ukumatz) - змеиное божество, покрытое перьями кетсаля, обладающее властью как в небесах (птица), так и на земле и под землей (змея). Кукумац переводится как Кетсаль-змей, или Пернатый змей, где Кук (Q'uq') - кетсаль, а Кумац (Kumatz) - змея. Это божество несомненно связано с ацтекским Кецалькоатлем. Упоминается также под именем Сердце моря.

Голова пернатого змея. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Museum of Fine Arts, Хьюстон.

Майя верили, что Кукумац обитает под водой, а водоемы считались объектами, которые связывали мир мертвых (подземный и подводный) с миром людей (над поверхностью воды).


Верховный бог

Ритуальный нож в виде бога молнии (God K, K'awiil, Кавиль). Майя, 600-800 гг. н.э. Коллекция Princeton University Art Museum.

Хуракан (Huracan, Juraqan, U K'ux Kaj) - источник жизненной силы, тот, кто дает жизнь, сосредоточие мысли и воображения, бог, который наблюдал, надзирал и направлял остальных. Упоминается также как Сердце неба. Был единственным божеством, участвовавшим в каждом этапе сотворения. Хуракан формирует идею, в то время как другие боги ее воплощают. Именно он первый задумал сотворение. Он же затуманил взор людей, в результате чего они утратили абсолютное знание, и божественную мудрость.

Одноногий бог Кавиль (God K). Она из ног божества представлена в виде змеи. Майя, 600-800 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.

Сам верховный бог состоял из трех частей, трех проявлений, трех божеств:

Какулха-Хуракан (Caculha Hurakan, Thunderbolt Huracan) - одноногий удар молнии. Слово "Juraqan" переводится как одна нога, что, вероятно, могло указывать на уникальность божества, его роль в качестве основной силы неба. Слово "Raqan" же носит описательный смысл, указывая на размер. В данном случае это могло подчеркивать значительность, гигантскую величину божества.

Сосуд с изображением бога молний (Кавиль, Бог К). Майя, 250-900 гг. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Art.

Чипи-Какулха (Chipi Caculha, Youngest Thunderbolt) - младший удар молнии. Слово "Ch'i'p" использовалось в смысле "младший" или "самый маленький".

Раша-Какулха (Raxa Caculha, Sudden Thunderbolt) - Новая молния. Слово "Räxa" использовалось в значении "новый", "свежий", "внезапный".

Совместно эти три бога составляли Сердце неба, олицетворяя грозовую мощь, заключающую в себя силу воды (дождь) и силу огня (молния). Майя-киче считали, что огонь и вода были двумя необходимыми элементами любой жизни.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12