Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя

Сюжеты с изображениями пленников и жертвоприношений встречаются в искусстве майя достаточно часто. Они украшают элитные керамические сосуды, барельефы. Находят и предметы из кремнистого сланца и обсидиана, которым придавали формы принесенных в жертву или плененных людей. Вероятно, подобные фигурки выступали в качестве ритуального подношения.

В целом, сюжеты жертвоприношения и изображения пленников отражали успехи в войнах, легитимизировали власть правителя или представителя элиты.


Пленники

Распознать этот тип фигур людей среди изделий из кремнистого сланца можно по характерным укороченным конечностям.

Пленник. Иллюстрация 6.1. Crafting K'awil: A Comparative Analysis of Maya Symbolic Flaked Stone Assemblages from Three Sites in Northern Belize. Richard Keith Meadows, 2001.

Таким образом ремесленники передавали позу пленников: они стоят на коленях, их руки связаны за спиной. Голову обычно изображали в профиль, лицо обращено по диагонали вверх, головной убор упрощен. В целом, поза пленника должна была выражать покорность.

В качестве скульптурного аналога можно привести предмет из коллекции Музея искусств Принстонского университета.

Пленник. Майя, 600-800 гг. н.э. Коллекция Princeton University Art Museum.

Руки связаны за спиной. Пленника, на высокий статус которого указывает округлый живот, явно пытали: нос сломан, ноги и гениталии отсутствуют. Выражение лица при этом спокойное, голова обращена вправо и немного вверх: он будто свысока взирает на окружающих. Одежды нет, ведь нагота - это тоже элемент унижения.

В коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес есть курильница с фигуркой пленника в характерной позе.

Курильница. Майя, 300-900 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.

Руки также связаны за спиной, человек стоит на коленях, а голова обращена вверх.

Захват пленников был очень важен для майя. Предполагается, что иногда войны начинали и вели именно с желанием взять пленных.


Жертвоприношение пленных

Ритуалы жертвоприношения были необходимы для поддержания баланса в изначально нестабильном мире. Также таким способом майя демонстрировали власть и могущество, отмечали важные исторические и политические события.

Пленник. Иллюстрация 5.6. Crafting K'awil: A Comparative Analysis of Maya Symbolic Flaked Stone Assemblages from Three Sites in Northern Belize. Richard Keith Meadows, 2001.

Среди предметов из кремнистого сланца фигурки принесенных в жертву людей можно распознать по схематично представленным разрезам, отметинам, изображающим извлеченные или поврежденные внутренние органы, вскрытым грудным клеткам, раскинутым в стороны конечностям, упрощенным или отсутствующим головным уборам и т.д. Так, на предмете на иллюстрации выше мастер использовал неоднородную структуру камня для обозначения выпотрошенного нутра и разреза вдоль туловища.

В коллекции Чикагского института искусств находится сосуд со сценой инаугурации правителя майя.

Сосуд со сценой инаугурации правителя. Майя, 650-800 гг. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.

Он сидит на троне в окружении слуг, музыкантов и знати. На помосте перед ним ожидает своей казни связанный пленник. Человеческие жертвы на церемонии инаугурации выступали в качестве подношения богам-покровителям будущего правителя.

Сосуд со сценой инаугурации правителя. Майя, 650-800 гг. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.

Вполне вероятно, что пленник был захвачен в рамках так называемой коронационной войны, которую начинали именно с целью приобрести жертвы для церемонии и продемонстрировать/доказать выдающиеся воинские способности правителя. Жертвоприношения также являлись залогом грядущего триумфального правления.

Майя были достаточно изобретательны в выборе способа убийства. Они практиковали кровопускание, обезглавливание, потрошение, расчленение, иссечение сердца и даже сожжение. Известны изображения, на которых представлены бои на смерть. В качестве примера можно привести сосуд из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес.

Сосуд с изображением битвы пленников. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.

Пленники бьются на смерть заостренными орудиями из кости. Вокруг бойцов стоят представители знати. Они протягивают сражающимся оружие для битвы и наблюдают за ее ходом.

В собрании Музея искусств Далласа находится сосуд со сценой принесения в жертву пленника, лишенного одежды в качестве символа унижения и поражения.

Сосуд со сценой жертвоприношения. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Жертва лежит на спине на каменном алтаре. Живот вспорот, на лице застыла предсмертная гримаса боли. Кровь повсюду: она льется на алтарь, забрызгала одежду палачей.

Интересен предмет, которым убили жертву. Это один из типов эксцентриков - ритуальных предметов из кремнистого сланца, о некоторых разновидностях которых мы ранее писали (см. Искусство майя: ритуальные предметы из кремнистого сланца и обсидиана). Он вмещает в себя сверхъестественную силу и ассоциирует палачей с богами, что также подчеркнуто костюмами и атрибутами, которые они удерживают в руках.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12