Боги агавы и пульке в колониальное время

Ритуальное и практическое значение агавы для мезоамериканских индейцев сложно переоценить. Так, сок этого растения индейцы отождествляли с кровью Майяуэль – молодой богини земли и плодородия. Кецалькоатль похитил ее с небес и привел в Мезоамерику, чтобы подарить людям агаву.

Майяуэль. Кодекс Лауд. The Bodleian Library, Oxford.

Однако агаву ценили не только за сок. Многие части этого растения, в т.ч. листья, цветы и сердцевину, употребляли и до сих пор употребляют в пищу. Для многих народов Мексики агава и поныне остается одним из важных источников пропитания.

Кроме того, из ее волокон вили веревки, из ее листьев делали бумагу, а ее шипы использовали в церемониях подношения крови.

Шипы агавы в церемонии подношения крови. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.

Вероятно, именно ритуальное значение агавы и ее сока и привело к тому, что во многом позитивный образ как Майяуэль, так и других связанных с этим растением богов был существенно искажен после вторжения европейцев.

Индейскую религию и культурные традиции начинают активно критиковать, запрещать и извращать. Лучше всего это прослеживается в кодексах колониального времени.

Так, в комментариях к кодексу Риос Майяуэль называют матерью Центеотля, бога кукурузы, из погребенного тела которого, согласно мифам, произрастает кукуруза, хлопок и другие растения. Эта трактовка вызывает вопросы, т.к. скорее выражает мнение автора, нежели опирается на индейские источники, но в целом выглядит достаточно невинно. Однако дальнейшие комментарии раскрывают негативный настрой автора. В них он приравнивает «изобилие, приписываемое Центеотлю» к «чувству насыщения или опьянения, вызываемому вином». Таким образом сразу два божества оказываются связанными с пьянством.

Центеотль. Кодекс Риос. Bibliotheca Apostolica Vaticana.

В кодексе Мальябекки Майяуэль и вовсе называют демоном растения, чей сок вызывает интоксикацию и опьянение.

Ее детей Сенцон Тоточтин, в том же кодексе именуют "четырьмя сотнями пьяных богов". При этом полностью игнорируется, например, их связь с землей и плодородием, а внимание акцентируется исключительно на пьянстве.

Сенцон Тоточтин на празднестве. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.

Отдельно досталось богу медицины Патекатлю: "... один из четырех сотен тех, кого индейцы называют богами вина и пьяниц...". Его связь с медициной извращается и объясняется тем, что "вино было как лекарство для них (индейцев)".

Патекатль. Кодекс Риос. Bibliotheca Apostolica Vaticana.

В кодексе Теллериано-Ременсис Патекатля и вовсе прямо отождествляют с Майяуэль, называя его богом пульке. Богу медицины в комментариях присваивается титул "Владыка вина".

Примеров подобных искажений много, и, возможно, хоть и сложно в это поверить, они не всегда являлись следствием злого умысла. Очернение покоренных народов, их богов, их традиций оправдывало жестокость захватчиков даже в собственных глазах.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12