Ла-Толита (Тумако)

Доколумбова Америка, 500 г. до н.э.-500 г. н.э.

1. Плоская печать. 350 г. до н.э.-350 г. н.э., Ла Толита. Museo Casa de Alabado. 2. Трофейная голова. 350 г. до н.э.-350 г. н.э., Ла Толита. Museo Casa de Alabado.

Название культуры происходит от слова «tola» (тола) – могильник, курган. Связано это с тем, что большая часть артефактов Тумако была найдена при раскопках небольших пирамидальных холмов на территории Колумбии и Эквадора, между городом Тумако (Колумбия) и портом Эсмеральдас (Эквадор).


Браслет. 200 г. до н.э. - 900 г. н.э. Ла-Толита-Тумако (?). Museo del Oro, Bogota.

Народ Тумако не был организован в единое государство. Отдельные сообщества рыбаков, фермеров, охотников и ремесленников были объединены лишь культурными и религиозными традициями. Связь разобщенных поселений обеспечивалась крупными церемониальными центрами, которые также становились местами торговли и постепенно концентрировали политическую и религиозную власть. Тем более удивительным является высокий уровень и качество ремесленных изделий, легко сравнимый с искусством Моче, Чиму, Инков и Ацтеков. Ремесленники Ла-Толита-Тумако первые (да и единственные) в древнем мире использовали платину. Они же были первопроходцами в порошковой металлургии – метод, основанный на измельчении тугоплавкого материала.

Помимо изделий из металлов, при раскопках «тола» - захоронений местных правителей, находят также изделия из глины, кости, различных видов раковин и даже драгоценных камней.

Пятнистая кошка. Кость. 1 в. до н.э. - 4 в. н.э., Ла Толита. The Metropolitan Museum of Art.

Искусство Ла Толита-Тумако разнообразно не только по типу материала, но и по форме.

Керамические скульптуры людей очень реалистичны. Лица всегда уникальны. Вероятно, воспроизводились черты конкретных, живших в то время людей. Встречаются парные фигуры-«близнецы». Так, по всей видимости, изображали тесно связанных между собой людей (напр. муж-жена).

Отдельное внимание уделялось повседневной жизни, старению и болезням. Найдено множество фигур, настолько детально изображающих больных людей, что ученые могут поставить конкретный диагноз.

Тема плодородия и фертильности очень значима в искусстве Ла Толита. Фаллос можно увидеть в совершенно непредсказуемых местах, ручки сосудов приобретали его форму, он вплетался в узор печатей, украшал курильницы и даже бытовые предметы. Керамика часто декорировалась сценами полового акта, рождения ребенка, кормления грудью и т.д.

Часто изображались кайманы, змеи, кошки и орлы, которые олицетворяли силы земли, воды и неба. Встречаются также образы летучих мышей и мелких насекомых.

Ремесленники Ла-Толита-Тумако часто смешивали антропоморфные и зооморфные признаки, получая совершенно фантастические образы человекоподобных ягуаров, антропоморфных летучих мышей, кайманов с человеческими ногами и т.д.

Мифическая фигура в костюме из перьев. Ла Толита. The Israel Museum, Jerusalem.

Практика деформации черепа находит отражение в изображениях трофейных голов с вытянутым лбом и увеличенным затылком.

В 500-700 гг. н.э., население территории Ла Толита-Тумако резко снизилось. Среди вероятных причин называются природные явления (землетрясения, эрозия береговой линии и т.д.) и падение продуктивности сельского хозяйства. Первые прибывшие на остров Ла Толита конкистадоры, встретили индейцев, которые заявляли, что не были коренными местными жителями, а лишь охраняли священные места.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12