Блог

Мифы инков: Лунные пятна, кто ест луну, и зачем в нее кидать копья

Луна была важной частью перуанской мифологии. У инков она была сестрой и женой Солнца, покровительницей всех инкских женщин. Манко Капак, основатель империи инков и первый правитель, а также его жена Мама Окльо были плодом союза небесных светил, детьми Мамы Кильи - богини луны в мифологии инков.

Космология инков. Зарисовка с золотой пластины из храма солнца в Кориканча. Juan de Santa Cruz Pachacuti Yamqui Salcamayhua, 1613.
Космология инков. Зарисовка с золотой пластины из храма солнца в Кориканча. Juan de Santa Cruz Pachacuti Yamqui Salcamayhua, 1613.

В отличие от инков, у которых культ Луны был скорее вторичен по отношению к Солнцу, у предшествующих чиму ночное светило занимало, вероятно, главенствующую роль.

Образ луны в виде полумесяца встречался и ранее, в иконографии культуры Моче, о чем мы ранее писали в публикации "Лунный зверь Рекуай".

Сосуд с изображением лунного зверя на полумесяце. Чиму, 900-1430 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Сосуд с изображением лунного зверя на полумесяце. Чиму, 900-1430 гг. н.э. Коллекция The British Museum.

Луна ассоциировалась с женским началом, в то время как Солнце - с мужским. Серебряное изображение Луны в виде женщины находилось в Кориканча - Храме солнца инков в Куско. Инка Гарсиласо де ла Вега писал об этом следующее (The Comentarios Reales de los Incas. Inca Garcilaso de la Vega, 1609.):

... там было пять больших комнат, не связанных с прочими... Одна из них была посвящена Луне, женщине Солнца, и находилась ближе всего к основному помещению храма; вся комната и ее двери были облицованы серебряными табличками, потому что по белому цвету они видели, что это комната Луны. На них изображали ее и ее лицо так, как изображали и Солнце, наносили и прорисовывали лицо женщины на серебряных планках. Они входили в комнату, чтобы навестить Луну, довериться ей, т.к. считали ее своей сестрой, женщиной Солнца и матерью всех инков и всех их поколений, и поэтому они называли ее Мама Килья, или Мама Луна. Они не приносили ей жертвы как Солнцу. По обе стороны от фигуры Луны располагались тела умерших жен правителей, размещенные по "древности": Мама Окльо, мать Уайна Капака стояла рядом с Луной, лицом к лицу, ближе остальных...

Фигурка из серебра. С одной стороны изображение женщины с головным убором лунной богини. С другой стороны мужская фигура с солнцем на головном уборе. Инки, 1470-1532 гг. н.э. Коллекция National Museum of the American Indian.
Фигурка из серебра. С одной стороны изображение женщины с головным убором лунной богини. С другой стороны мужская фигура с солнцем на головном уборе. Инки, 1470-1532 гг. н.э. Коллекция National Museum of the American Indian.

Мама Килья, по всей видимости, считалась очень красивой. Именно с этой ее характеристикой связана легенда о пятнах на луне, которую также описал Гарсиласо де ла Вега:

... они говорят, что Лис влюбился в Луну без памяти, очарованный ее красотой. Он поднялся в небеса, желая завладеть ею, но Луна обхватила Лиса и с силой прижала его к себе. Так появились на Луне пятна...

Существует и другая перуанская легенда на эту тему (Mythologies of the World: The Illustrated Guide to Mythological Beliefs & Customs: The Illustrated Guide to Mythological Beliefs and Customs. McKenzie, Prime, George, Dunning, 2001.). В ней рассказывается о том, что в давние времена Луна была значительно ярче Солнца. Солнце очень завидовало и бросило в Луну пепел, который приглушил лунный свет и оставил пятна на поверхности ночного светила.

Двухкамерный сосуд с изображением богини луны и лунного зверя. Чиму, 900-1470 гг. н.э. Коллекция Montreal Museum of Fine Arts.
Двухкамерный сосуд с изображением богини луны и лунного зверя. Чиму, 900-1470 гг. н.э. Коллекция Montreal Museum of Fine Arts.

Мама Килья отличалась также и своей добротой. Это прослеживается в инкской трактовке солнечного и лунного затмения. Когда солнце скрывалось посреди дня, инки считали, что бог Инти разгневался, а потому грядут великие несчастия, которые будут наказаниями людям за их грехи. Лунные же затмения случались когда Луна заболевала. В случае полного затмения она могла умереть (The Comentarios Reales de los Incas. Inca Garcilaso de la Vega, 1609.):

... видя что она (Луна) чернеет, они говорили, что Луна заболела. Если она станет полностью черной, то она умрет и упадет с небес на людей и убьет их. Так наступит конец света. Опасаясь этого, они начинали дуть в трубы, горны, флейты и бить в барабаны, использовали все музыкальные инструменты, чтобы произвести шум. Они привязывали больших и мелких собак и били их палками, чтобы те выли и звали Луну...
... Они заставляли детей громко кричать и плакать, звать Маму Килья, Маму Луну, моля ее не умирать, чтобы они все не погибли. Мужчины и женщины также кричали и плакали...
... Когда они видели, что лунный свет постепенно восстанавливается, они говорили, что Луна выздоравливает, потому что Пачакамак, создатель всего на свете, вдохнул в нее жизнь и приказал не умирать, чтобы миру не пришел конец.

Бернабе Кобо (Bernabe Cobo. Inca Religion and Customs. 1653) описывал другу версию мифа о лунном затмении:

Они говорили, что во время затмения Луну атаковали (горный) лев или змей, желая разорвать её на части и съесть. По этой причине люди кричали изо всех сил, хлестали собак, чтобы они лаяли и выли. Мужчины готовились к битве, дули в трубы, били в барабаны, кричали так громко, как только могли. Они метали копья и стрелы в Луну, угрожающе размахивали копьями, делали вид, что пытаются ранить льва и змея. Они говорили, что это все делалось для того, чтобы испугать льва и змея, чтобы они не рвали Луну на части.
Они делали это, т.к. считали, что если лев закончит начатое, мир погрузиться во тьму.

Уайна Капак готовый к битве. Guaman Poma de Ayala, 1615. Коллекция Royal Library of Copenhagen.
Уайна Капак готовый к битве. Guaman Poma de Ayala, 1615. Коллекция Royal Library of Copenhagen.

Инки почитали Луну не только за доброту, красоту и родственные с ними связи. Фазы луны определяли циклы ритуального календаря инков: начало месяцев совпадало по времени с полной луной, важные церемонии также проводили в период полнолуния.

Бернабе Кобо, которого мы уже упоминали, описывал как десятый правитель Тупак Инка Юпанки создавал храмовый комплекс на островах озера Титикака. Его история указывает на тесную связь Солнца и Луны в мировоззрении инков.

Полые серебряные фигурки с острова Коати на озере Титикака. Иллюстация 3. Inca figurines from the Ethnologisches Museum in Berlin: an analytical study of some typical and atypical productions. Maria Filomena Guerra, Manuela Fischer, Martin Radtke y Uwe Reinholz. 2017.
Полые серебряные фигурки с острова Коати на озере Титикака. Иллюстация 3. Inca figurines from the Ethnologisches Museum in Berlin: an analytical study of some typical and atypical productions. Maria Filomena Guerra, Manuela Fischer, Martin Radtke y Uwe Reinholz. 2017.

...Но Инка не был удовлетворен тем, что было сделано в рамках улучшения и расширения этого святилища. Он чувствовал, что не исполнит свои обязательства, и его служение не будет достаточным, пока он не выделит женщину или даже многих женщин, чтобы они участвовали в поклонении Солнцу. Он принял такое решение и, постоянно размышляя об этом, нашел способ осуществления своей задумки. Остров Коата (Коати) он посвятил Луне...
...и он построил великолепный храм на нем (острове). В храме он поместил статую женщины: верхняя половина была сделана из золота, нижняя - из серебра. Статуя была размером с женщину и изображала Луну. Таким образом, помимо живых женщин, которые были определены для служения Солнцу на острове Титикака, там находился идол, который представлял образ Луны и носил имя жены Инка.

Солнце и Луна были немыслимы друг без друга, что лишь подчеркивается в прочих перуанских мифах и легендах. Среди них можно упомянуть и историю о великанах-первопредках, живущих только при лунном свете, но об этом мы напишем как-нибудь в следующий раз.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.