Полигональная кладка Инков: Неземные результаты тяжелого труда

Каменная кладка Инков - излюбленная тема любителей альтернативной истории и поклонников теорий о существовании более развитых цивилизаций в прошлом. На эту тему уже очень много написано, еще больше сказано. Внесем свою лепту и мы.

Руины. Франк Шершель, июнь 1945 г. Фотография из собрания Life Magazine.

Прежде всего стоит упомянуть особое отношение Инков к камню. В рамках перуанской традиции объектами поклонения являлись своеобразные места силы, которыми могли быть источники, горы, холмы и т.д. Очень многие из таких святынь представляли собой просто крупные камни. В мифах и легендах, в том числе в манускрипте Уарочири, боги, монстры, первопредки и герои, совершив определенные действия, превращались в скалы, валуны или острова. Таким образом, сам камень или горная порода были священными для перуанцев. Это подтверждается также и методом добычи на каменоломнях: предполагается, что Инки старались использовать уже отколовшуюся породу (Protzen, 1985).

Также важно, что полигональная кладка была своеобразным имперским символом Инков. Подобные строения должны были демонстрировать могущество и власть создателей, в том числе показывая объем подконтрольной правителям рабочей силы.

Эти два момента всегда нужно иметь в виду, т.к. именно они объясняют возможности и желание вкладывать неимоверное количество труда в возведение каменных строений столь высокого качества с использованием достаточно примитивных технологий.

Трапециевидные входные проемы в руинах Мачу-Пикчу. Франк Шершель, 1945 г. Фотография из собрания Life Magazine.

Способы обработки действительно нельзя назвать высокотехнологичными. В качестве основного инструмента использовались диоритовые молотки разного размера (Outwater, 1959; Protzen, 1985). Также в ходе раскопок были найдены кирки и клинья, но единого мнения о применении этих инструментов нет: часть исследователей считает, что это орудия более поздних времен.

Обработка заготовки осуществлялась отбиванием кусков породы каменными молотками. Удары наносили по краю камня вскользь, отбивая большие куски, либо перпендикулярно поверхности, убирая неровности. Такой способ нельзя назвать простым, т.к. он требовал очень много времени и сил. Именно этот метод обработки приводил к тому, что края камней были полукруглыми, а стыки утоплены относительно плоскости стены. Углубления на месте стыка позволяли также маскировать небольшие несоответствия, огрехи подгонки.

Руины. Франк Шершель, июнь 1945 г. Фотография из собрания Life Magazine.

Для стыковки элементов кладки между собой использовался как метод примерки, так и шаблоны. Шаблоны создавались из дерева и применялись для крупных камней, которые невозможно было постоянно перемещать для примерки. Точность подгонки с помощью таких трафаретов была значительно более низкой, нежели при примерке, но вполне приемлемой.

Очень часто можно услышать от проповедников альтернативной истории аргумент о том, что не могла империя Инков создать такое количество сооружений, используя подобную примитивную технику обработки камня. Однако они не учитывают, что большая часть инкских стен лишь выглядит идеально. Камни стыковались между собой не по всей плоскости примыкающих сторон, а только по лицевой грани. Для заполнения полости между элементами использовался щебень, который выступал в роли раствора (Harth-terré, 1964; Clifford, Mcgee, 2015). С лицевой стороны кладка выглядит идеально. Уловка каменщиков заметна лишь с обратной стороны.

Примеры кладки Инков. Digital Inca. An Assembly Method. Brandon Clifford, Wes McGee, 2015.

Использование вспомогательных материалов для заполнения полостей между камнями подтверждается также и свидетельствами современников падения империи Инков. Гарсиласо де ла Вега (Garcilaso de la Vega, 1609), сын испанца и племянницы одиннадцатого правителя империи Инков, писал:

....каждый камень был настолько идеально подогнан к соседним, что места для раствора не оставалось. На самом деле раствор использовался, и его делали из  цветной (красной?) глины, которую они называли на своем языке "llàncac allpa", клейкая глина, которую перемалывали в пасту. Следов раствора между камнями не сохранилось, и поэтому испанцы утверждают, что они (индейцы) работали без раствора...
...Они действительно не использовали раствор из песка и извести, потому что не были знакомы с известью. Тем не менее они применяли раствор из пасты из цветной (красной) глины, который использовали для заполнения швов и углублений, возникающих при обработке камня...  

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon , 1553), испанский конкистадор, участвовавший в завоевании Перу, также писал на эту тему. Правда, он утверждал, что индейцы использовали в качестве раствора битум.

Существуют и кладки с полным соответствием прилегающих элементов без использования раствора, однако количество сооружений с подобной кладкой чрезвычайно мало. Чаще всего это храмы, при возведении которых Инки не экономили ни трудовые, ни материальные ресурсы (то, о чем мы писали в начале статьи).

Особое отношение индейцев к таким сооружениям подчеркивают и хронисты. Сьеса де Леон пишет:

... золото было обнаружено вместо раствора в некоторых частях дворцов и храмов солнца, с помощью которого (золота) вместе с битумом, который они применяют, камни остаются подогнанными друг к другу...  

Гарсиласо де ла Вега подтверждает это:

...Во многих дворцах и храмах солнца они заливали расплавленный свинец, серебро и золото вместо раствора... 

Как бы то ни было, все описанные методы не могли обеспечить столь плотного примыкания элементов кладки друг к другу, даже если мы говорим только о лицевой стороне стены. В настоящее время камни настолько хорошо подогнаны, что между ними зачастую сложно вставить лезвие ножа.

Причина кроется в процессе деформации камня. Первоначально зазоры между блоками естественно были. Технология обработки и укладки не позволяла получить идеальные стыки. Со временем, деформация блоков привела к заполнению щелей и швов между элементами.

Некоторые исследователи (De Jong & Jordan, 2012; Tributsch, 2017), однако, считают, что дело не только в естественных процессах, но и в используемых при укладке растворах, о которых говорили Сьеса де Леон и Гарсиласо де ла Вега.

Оба хрониста утверждают, что раствор использовался как на кладках низкого качества (с зазорами, заполненными щебнем, на обратной стороне), так и при сооружении строений с полным соответствием прилегающих элементов. В то же время следы какого-либо раствора, а уж тем более золота или серебра, между камнями в настоящее время не заметны, что внушает некоторые сомнения в правдивости их утверждений.

Исследователи предполагают, что цветной (красный) раствор создавали с использованием кислой шахтной воды, которая в избытке присутствует во многих местах добычи металлов, эксплуатировавшихся Инками. Даже сама эта вода достаточно агрессивно воздействует на горные породы, что не могли не заметить индейцы. Кислотный раствор помещали между блоками, ускоряя их деформацию и получая плотные стыки.

Стена шести монолитов в Ольянтайтамбо. Вероятные следы химического воздействия: стыки значительно лучше отражают солнечный свет, чем пористая поверхность камня. Источник: On the reddish, glittery mud the Inca used for perfecting their stone masonry . Helmut Tributsch. SDRP Journal of Earth Sciences & Environmental Studies, December 2017.

Предполагается, что в случаях, когда требовался максимальный эффект, в раствор добавляли толченый пирит, очень похожий по цвету на золото. В этом случае запускался процесс выделения тепла, благодаря чему упомянутые выше хронисты вполне могли спутать такой раствор с жидким золотом.

Теорию кислотного воздействия на блоки нельзя пока считать вполне доказанной, однако первоначальные анализы химического состава поверхности ряда инкских блоков (University of Utrecht, Holland, 2012) говорят в ее пользу.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12