Почему Инки не любили лис

Изображения лисы не встречаются в искусстве инков, при этом образ этого животного присутствует в искусстве более ранних южных (напр. Наска) и северных (напр. Моче) культур. Это довольно интересно, т.к. даже одно из темных созвездий, о которых мы писали ранее, носит имя лисы.

Сосуд в форме лисы, Перу, 100-800 гг. н.э. Коллекция The Museum of Fine Arts, Houston.

Кроме того, животное ассоциировалось с богом Пачакамак, супругом Пачамама. В храмах бога Пачакамак - созидательного божества, отвечающего также и за землетрясения, - найдены явные указания на связь с образом лисы. Обнаружены скульптурные изображения и подношения в виде этого животного. Даже сама конструкция зданий указывает на их ориентацию на темное созвездие лисы.

Вид на руины храмов Пачакамак. Фрэнк Шершель, 1945 г. Фотография из коллекции Журнала LIFE.

Почему же инки стали избегать изображений столь древнего образа, которому приписывалась мистическая сила уже многие сотни лет? Причину такого пренебрежения стоит искать в символике.

Испанский конкистадор и хронист Хуáн Ди́ес де Бетáнсос и Арáус (1516-1576), описывая ритуалы жертвоприношения, отмечал, что лисы никогда не использовались в качестве подношения. Испанец утверждал, что индейцы ненавидели лис. Появление этого животного во время ритуала подношения считалось очень плохим знаком.

Голова лисы, Моче, Перу, 1-3 вв. н.э. Коллекция Государственного музея этнологии Linden-Museum Stuttgart.

В этом контексте интересен миф, описанный в Манускрипте Уарочири, о странствиях божества-создателя Конирайя Виракоча, способного одним словом создавать города, поля, сельскохозяйственные террасы, ирригационные каналы. Приведем его в несколько укороченном варианте.


Конирайя Виракоча путешествовал по миру и учил людей. Он был одет в лохмотья, как бродяга, а потому часто не вызывал у людей уважения. 
Во время своих странствий он увидел молодую девушку, имя которой было Кавиллака. Он влюбился и хотел овладеть ею, но она и знать его не желала.
Однажды он увидел, что девушка занимается шитьем под ветвями дерева лукума. Превратившись в птицу Конирайя, взлетел на дерево, поместил свое семя в один из зрелых плодов и сбросил фрукт на землю рядом с Кавиллакой. Девушка съела плод лукумы и забеременела. Через девять месяцев она родила мальчика, так и не зная, кто его отец. 
Когда мальчику исполнился год, Кавиллака созвала все мужские божества. Среди прочих явился и Конирайя Виракоча. Девушка потребовала присутствующих признаться, кто из них является отцом ребенка. Несмотря на то, что многие из них были влюблены в Кавиллаку, никто не подал голоса. Тогда девушка посадила сына на землю и стала наблюдать за тем, кого он выберет. Ребенок на четвереньках подполз к ногам Конирайя Виракоча и прильнул к его бедру. 
Кавиллаку привел в ужас внешний вид божества. Она схватила ребенка и бежала к морю. Они вошли в воду и обратились в камень. 
Конирайя Виракоча отправился на поиски Кавиллаки, но никак не мог ее найти. По пути бог расспрашивал каждого встречного в надежде узнать, где его возлюбленная. В зависимости от получаемых ответов, он наделял собеседников различными особенностями. 
Кондор сказал, что Конирайя обязательно найдет девушку и сына. Поэтому бог заявил, что кондор будет жить долго и всегда будет сыт. Все же, кто убьет кондора, сами погибнут.
Скунс сказал, что бог никогда не найдет девушку. В ответ его наделили ужасным запахом и ограничили его активность ночным временем. 
Лис также ответил, что Конирайя не сможет отыскать возлюбленную, т.к. она ушла слишком далеко. Несмотря на то, что лис был прав, бог разгневался и сказал, что, даже когда животное будет стараться не попадаться на глаза людей, они все равно будут ненавидеть его. Лиса будут называть не иначе как подлым воришкой. Если человеку будет удаваться убить лиса, тело и шкуру убитого будут с презрением выбрасывать. 
Несмотря на длительные странствия, Конирайя Виракоча так и не нашел свою возлюбленную. Согласно Манускрипту Уарочири, каменные фигуры Кавиллаки и ее сына до сих пор видны на некотором расстоянии от берега недалеко от места, называемого Пачакамак. 
Сосуд в виде плодов лукумы, Перу, Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Лима.

Стоит отметить, что Конирайю Виракоча некоторые исследователи отождествляют с верховным божеством Инков - богом-творцом Виракоча. Хоть такая связь и не доказана, слова героя мифа могли иметь серьезный вес, что уже могло служить причиной нежелания изображать лису.

В некоторых мифах, например в Мифе о любви Лиса к Луне и Мифе о строительстве животными оросительных каналов, образ лисы дополняется негативными характеристиками подлого воришки и вредителя, притом крайне неудачливого.

Общая негативная окраска символики этого животного несколько сглаживается тем, что Лис считался хранителем тайных знаний и секретов. В некоторых мифах эти животные раскрывают основным героям информацию, необходимую для победы над злыми силами или антагонистами. Однако эти действия Лиса не носят запланированный характер. Скорее животное раскрывает секреты случайно, против своей воли, по неосторожности.

Сосуд с изображением лисы, Перу, Паракас, 3 в. до н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Современные жители андского региона уже не воспринимают лису в исключительно негативном ключе. Животное иногда называют братом пумы. Лиса выступает в некоторых современных сказках как символ плодородия и достатка пищи. Вой лисицы и её внезапное появление могут предвещать хороший урожай.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12