Камни Ики: история или фальсификация

Камни Ики - термин, ставший уже именем нарицательным. Им описывают камни с нанесенными на них гравировками различной тематики. Изображения сюжетные, описывающие контакты с инопланетянами, сложнейшие медицинские операции, полеты космических кораблей, взаимодействие людей с динозаврами и т.д.


Изображения на камнях Ики
Изображения на камнях Ики

Эти камни стали известны благодаря Хавьеру Кабрера Даркеа, профессору медицины и заведующему кафедры в Университете Лимы, собравшему коллекцию из более чем 15 000 таких артефактов.


Хавьер Кабрера Даркеа
Хавьер Кабрера Даркеа

Первый камень профессору подарил его друг на день рождения. Следующие 300 камней были приобретены у братьев Карлоса и Пабло Сольте. Согласно их истории, камни были найдены в процессе раскопок, которые братья вели на территории своей плантации. В дальнейшем Кабрера стал активно скупать подобные камни у местных жителей, что очень напоминает историю Вальдемара Джульсруда и его динозавров из Акамбаро, о которой мы постараемся рассказать в одной из следующих публикаций.


Первый камень из коллекции Хавьера Кабрера Даркеа
Первый камень из коллекции Хавьера Кабрера Даркеа

Особенно замечательна история про фермера Базилио Ущуя, который продал Кабрере множество камней. Он утверждал, что нашел пещеру, вход в которую открылся в результате разлива реки Ика. В этой пещере находились тысячи камней. Правда он отказался показать профессору саму пещеру, но Кабреру это не смутило. В 1970-х годах количество камней в коллекции Кабреры превысило 11 000. Огромное собрание профессора привлекло журналистов, даже BBC сняли документальный фильм на эту тему. Публикации в прессе, в свою очередь, привлекли внимание научного сообщества и государства. Базилио Ущуя и его сообщница Ирма Гутьеррес были арестованы по подозрению в ведении нелегальных археологических раскопок и дальнейшем сбыте находок. Они тут же сознались в том, что все проданные предметы были поддельными, в деталях продемонстрировав технологию изготовления. Основой для сюжетов служили публикации в журналах, комиксы и школьные учебники.


Базилио Ущуя и Ирма Гутьеррес
Базилио Ущуя и Ирма Гутьеррес

Признание сообщников никого ни в чем не убедило. Сторонники версии об аутентичности камней утверждали, что Базилио и Ирма просто пытались избежать заключения. В качестве аргумента использовали также то, что два человека не смогли бы создать такое огромное количество предметов, используя описанный ими способ. Кабрера также не воспринял признания сообщников всерьез и продолжил покупки камней у населения, что, на наш взгляд, уже является свидетельством вовлечения в аферу по гравировке камней большего количества людей. Для примера, в афере с динозаврами из Акамбаро участвовали целые деревни. Более того, сам Кабрера позднее утверждал, что не так уж и много камней он купил у Базилио. Фермер же стал говорить, что не все камни, которые он продал профессору, были поддельными. После скандала с признанием, Базилио продолжил изготовление артефактов, которые продавал туристам в качестве сувениров.


Базилио Ущуя демонстрирует источник вдохновения
Базилио Ущуя демонстрирует источник вдохновения

Вернемся к камням Ики. Камень - очень удачный материал для подделок, т.к. датировать его проблематично, да и бессмысленно. Никому не интересен возраст камня, значение имеет только возраст самой гравировки. Обычно подобные археологические предметы датируют по сопутствующим находкам, т.к. технические методы (напр. радиоуглеродный анализ) не применимы к камню. В случае предметов из коллекции Кабреры, нет никаких данных о месте находки, как нет информации и о продавцах по большей части собрания. Профессор утверждал, что он сам лично видел огромные древние туннели, в которых находились сотни тысяч гравированных древних камней, но он никогда не раскрывал местонахождение этих тоннелей. В интернете активно тиражируется информация о наличии заключений научных специалистов об аутентичности камней и гравировок. В то же время, исследователи из Института геологических наук в Лондоне пришли к выводу о том, что гравировки были нанесены совсем недавно. Камни исследовали и в Институте археологии АН СССР, где также пришли к выводу о фальсификации. В качестве аргумента в пользу древности нанесенных на камни гравировок используется наличие таких камней в коллекциях государственных музеев. Этот факт, по всей видимости, и вызывает жаркие споры. Дело в том, что ученые не отрицают существования оригинальных камней с оригинальными гравировками. По крайней мере две такие находки очень хорошо задокументированы и не вызывают вопросов у научного сообщества. На камне, найденном в 1966 году в погребении культуры Паракас (800-0 гг. до н.э.), изображен цветок (?). На другом, найденном в погребении 900-1200 гг. н.э., изображена рыба. На прочих музейных камнях также не встречаются сцены с динозаврами и инопланетянами.


Камни, найденные в 1966 году археологами Сантьяго Агурто (слева) и Алехандро Пецция (справа). Кадры из презентации Д. Беляева "Криптоисторические мифы о доколумбовой Америке".
Камни, найденные в 1966 году археологами Сантьяго Агурто (слева) и Алехандро Пецция (справа). Кадры из презентации Д. Беляева "Криптоисторические мифы о доколумбовой Америке".

Утверждение о том, что не все камни Ики являются подделками, часто начинают распространять и на коллекцию Кабреры: да, пусть часть собрания и подделки, но другая часть может быть вполне оригинальной, в том числе и часть изображений с динозаврами и инопланетянами. Разрушить эту логику в теории мог бы сплошной анализ всех камней, но в реальности результаты такого исследования только породят новые аргументы со стороны поклонников альтернативной истории. Научное же сообщество давно потеряло интерес к коллекции профессора Кабреры.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika