Древняя раса гигантов: мифические перуанские первопредки

Мифы индейцев Перу рассказывают о том, что очень давно, в незапамятные времена, в иной жизни, когда правили забытые боги, мир был населен людьми, которых индейцы называют "Древними" (machu, machukuna, machutullu и т.д.). Это был народ расы гигантов, предшественники современных людей. Они жили при свете луны, которая и была их солнцем. Солнца в нашем понимании тогда вовсе не было.

Свистящий сосуд в виде предка. Викус, 1250 - 0 до н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Ничто в этом мире не вечно. На место старого бога пришел новый. Он создал два солнца странного цвета (в некоторых мифах одно солнце). Когда солнца разом взошли, свет ослепил гигантов, а лучи нестерпимо жгли их кожу. В панике Древние бежали, пытаясь найти укрытие.

Некоторые убегали в джунгли, но солнечный свет настигал их и там. Отдельные группы гигантов смогли укрыться в пещерах и в глубине горных озер, но большая их часть погибла.

После того, как мир опустел, бог сохранил только одно солнце, уничтожив второе, и населил землю современными людьми.

Когда-нибудь придет время, и мир снова поменяется. На смену нашему богу придет другой, тот, кого мы не знаем, и так же обновит всю землю. Ее населят другие люди, которые будут так же непохожи на нас, как мы не похожи на гигантов.

Не стоит думать, что Древние исчезли. Они по-прежнему существуют, но как-бы в параллельном мире, который очень тесно связан с нашим.

Уцелевшие гиганты живут глубоко в пещерах и в озерах и выходят на поверхность лишь при свете луны. В ночь полной луны (Quilla P'unchay) Древние возделывают свои сельскохозяйственные угодья, которые находятся в их мире, но ровно на тех же местах, что и поля индейцев в нашем мире. Если гиганты не будут этого делать, урожая в нашем мире не будет.

Внутренняя сторона инкрустированного деревянного блюда. Культура Чиму. Коллекция National Museum of Archeology, Anthropology and History of Peru, Lima.

Погибшие Древние также не пропали бесследно. Их духи населяют джунгли и горы, пещеры и источники. Они также выходят при свете луны. Когда в ночь полной луны индейцы слышат на улице звуки шагов или человеческий голос, они говорят, что это Древние вышли из своих укрытий.

В пещерах часто создают святилища, в которые помещают мумии умерших. В центре размещают алтарь, куда ставят какой-либо предмет силы: идол, камень, или например череп знатного или могущественного покойного. Индейцы стараются заручиться поддержкой предков, предлагая им различные подношения.

Духи первопредков могут приносить как добро, так и зло. Они воздействуют на животных и на людей. Когда злой дух вселяется в человека, этот человек быстро теряет вес, а затем умирает. Для того, чтобы задобрить враждебную сущность, индейцы проводят обряд с подношениями. Если жертва будет принята, человек может поправиться.

Из всех этих перуанских мифов явно прослеживается крепкая связь мира живых и мира мертвых. Эта тема часто затрагивается в искусстве индейцев. Мы подробно рассказывали об одном из предметов (инкрустированное деревянное блюдо культуры Чиму из коллекции Национального музея антропологии и истории Перу в Лиме), наглядно иллюстрирующем такую связь в публикации Шедевры индейского искусства: Значение cцены сбора раковин.

Пакча. Скульптурный сосуд с изображением сцены почитания предков. Рекуай, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Также из описанных мифов явно следует ассоциация культа предков с темой плодородия. Такая связь свойственна не только верованиям поздних перуанских народов (Чиму, Инки). Подобные мотивы можно найти и в искусстве более ранних культур, например Викус, Наска (см. Культ трофейных голов индейцев Наска) или Рекуай (см. Пакча: ритуальный сосуд древних Анд).


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12