Блог

Мировое древо и пять частей света. Кодекс Фейервари-Майера

Первая страница кодекса Фейервари-Майера (Fejervary-Mayer) великолепно демонстрирует картину мира, каким его видели ацтеки (предположительно).

Мировое древо. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Мировое древо. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Все изображение условно разделено на пять основных частей.

Центр мира

В центральном поле, символизирующем центр мира, представлен Бог Огня, который легко узнаваем по огненно-красному цвету кожи. Он является прародителем, матерью и отцом всех богов. Его также почитали как Властителя четырех сторон света, Того, кто есть пуп земли, Старого бога, Желтое лицо, Язык пламени, Бога середины и центра и Повелителя Красного дома рассвета.

Голова Старого бога. Веракруз, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Birmingham Museum of Art.
Голова Старого бога. Веракруз, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Birmingham Museum of Art.

Верхняя половина лица его окрашена в желтый цвет, нижняя - в черный. Головной убор украшен изображением птицы котинга надо лбом и ухом ягуара на затылке. В правой руке бог удерживает копьеметалку, в левой - несколько копий-дротиков.

Старый бог. Ацтеки, примерно 1500 гг. н.э. Коллекция Kimbell Art Museum, Форт-Уэрт, Техас.
Старый бог. Ацтеки, примерно 1500 гг. н.э. Коллекция Kimbell Art Museum, Форт-Уэрт, Техас.

В четырех направлениях от божества расходятся кровавые ручьи, обозначающие четыре стороны света: восток, север, запад и юг.

Восток


Восток. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Восток. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Сверху от центральной части изображено поле, в основании которого находятся ступени. Как и лестницы храмовых пирамид, они окрашены в красный цвет. Над ступенями расположен символ солнца, который явно указывает на то, что эта часть символизирует восточную часть мира - солнечное царство.

Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.
Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

Над солнечным диском возвышается цветущее дерево, в ветвях которого сидит птица кетсаль. Яркие цветы и зеленое оперение кетсаля символизируют богатство, живительную влагу, плодородие и процветание. Индейцы верили, что именно восточные ветры приносят дожди. На востоке же обитали и души убитых и принесенных в жертву воинов.

Рядом с этим полем находится окончание одного из кровавых ручьев, которое выполнено в виде руки Бога Солнца.

Север


Север. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Север. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

В поле слева от центральной части изображено дерево в виде колючей агавы с разветвленным стволом. Мрачную картину дополняет хищная птица: в ветвях дерева сидит орел.

У основания дерева стоит ритуальная чаша, в которой находятся окровавленные кости и резиновый мяч. Содержимое блюда символизирует ритуал жертвоприношения, кровопускания.

Изображение мертвого воина. Ацтеки, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia.
Изображение мертвого воина. Ацтеки, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia.

Образ орла не случаен. Принесенных в жертву Богу Солнца воинов называли воителями орла, или обитателями края орлов.

Эта часть света ассоциировалась с безжизненными пустынными территориями, степями, колючими растениями и опустошающей войной.

Кровавый ручей, идущий от бога огня из центра мира, оканчивающийся рядом с этим полем, принимает форму ноги-культи бога Тескатлипока.

Тескатлипока. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Тескатлипока. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Запад


Запад. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Запад. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

С запада, со стороны заходящего солнца, где земля поглощает солнечный свет, выходят монстры-демоны, ассоциирующиеся с солнечным затмением, ночной темнотой. Согласно мифам, когда-то они были звездами, но затем были изгнаны и превратились во властителей царства тьмы. Именно эти существа станут предвестниками и инициаторами уничтожения мира.

Из головы монстра прорастает дерево с длинными плодами по всему стволу. На кончиках ветвей дерева находятся шары, вероятно, из перьев. В ветвях дерева сидит колибри.

Запад ассоциировался с закатом, луной, женщиной и кукурузой. В этой части света, согласно мифам, произрастали все мыслимые и немыслимые растения, употребляемые в пищу. Вытянутые плоды западного дерева, вероятно, представляют собой початки маиса.

Богиня кукурузы. Ацтеки, 1500 гг. н.э. Коллекция National Museum of Mexican Art, Чикаго.
Богиня кукурузы. Ацтеки, 1500 гг. н.э. Коллекция National Museum of Mexican Art, Чикаго.

Кровавый ручей, идущий от бога огня, оканчивается рядом с западным полем изображением ребер и позвоночника, т.к. запад - область мертвого (заходящего) солнца.

Юг


Юг. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Юг. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

В поле справа от центра изображена огромная раскрытая пасть, забирающая жизни умерших. Эта часть света, где солнце проводит большую часть года, ассоциировалась с огнем, теплом, пальмами, какао.

Из пасти прорастает дерево какао, с хорошо узнаваемыми плодами по всему стволу. В ветвях сидит желто-зеленый попугай.

Интересно, что эта южная часть мирового дерева отдельными элементами напоминает северную: одинаковое расположение ветвей, очень похожие друг на друга цветы. Сходство можно увидеть и в окончании кровавого ручья, протекающего рядом с южным полем. Оно выполнено в виде головы бога, окраской лица напоминающего Тескатлипоку, чьей ногой завершался северный ручей. Вероятно, это связано с тем, что одним из воплощений Тескатлипоки был принесенный в жертву бог Тлакочкалко - воитель дома копий, покровитель погибших воинов и хранитель арсеналов. Он ассоциировался с севером и играл важную роль в погребальных ритуалах и церемониях кремации. Но в то же время Тескатлипоку называли и воином юга. Таким образом, он ассоциировался сразу с двумя сторонами света.

Тескатлипока. Ацтеки, 1400-1521 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Тескатлипока. Ацтеки, 1400-1521 гг. н.э. Коллекция The British Museum.

Такими видели ацтеки пять частей света. Мы не стали углубляться во множественные смысловые пласты данного изображения. Так, например, вовсе не упомянута календарная символика и летоисчисление. Возможно, напишем об этом в другой раз.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.