Блог

Знаменитая история о покупке свитков Мертвого моря на нелегальном рынке и о том, чем она обернулась

Свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи) - это фрагменты древних текстов (в т.ч. и библейских), найденные в пещерах на территории Израиля и Палестины в период с 1946 года по 1956 год. Они датируются периодом с III в. до н.э. по I в. н.э. Некоторые из этих свитков попали в музейные и частные коллекции за пределами Израиля благодаря антикварному рынку, а точнее антиквару Халилу Искандеру Шахину, который выкупил множество обнаруженных фрагментов рукописей у местных бедуинов.

The Great Isaiah Scroll. The Israel Museum, Jerusalem.
The Great Isaiah Scroll. The Israel Museum, Jerusalem.

Стоит отметить, что с тех пор вступила в силу конвенция ЮНЕСКО, по сути запрещающая вывоз древностей из страны происхождения, а потому коллекционерам оставалось лишь перекупать предметы, уже находившиеся в коллекциях за пределами Израиля и Палестины. В настоящее же время купить свитки и вовсе практически невозможно, ведь почти все они находятся в коллекции Израильского музея, а потому теоретическая их цена будет целиком зависеть от пожеланий продавца. Но это все теория... или нет?

В 2002 году внезапно на антикварном рынке начинают появляться небольшие фрагменты рукописей, удивительно похожих на свитки Мертвого моря. Начинают распространяться слухи о том, что распродается тайная коллекция Халила Искандера Шахина, которая долгое время хранилась в швейцарском банке. Коллекционеры всего мира, пожелавшие запрыгнуть в последний вагон давно ушедшего поезда, оживились.

Среди них был и основатель Музея Библии (Museum of the Bible) в Вашингтоне Стив Грин. С 2009 по 2014 годы он покупает 16 фрагментов свитков, в т.ч. 7 напрямую у Вильяма Кандо - старшего сына Халила Искандера Шахина. Все эти предметы изначально вызывали множество вопросов у экспертов, а потому было проведено их детальное исследование. В 2020 году была поставлена точка в данном вопросе: все фрагменты были признаны подделками.

Стив Грин. Фотограф Андре Чанг для The Washington Post.
Стив Грин. Фотограф Андре Чанг для The Washington Post.

Музей выпустил многостраничный отчет с результатами исследования свитков, однако самая интересная часть туда почему-то не попала. Ни музей, ни сам Стив Грин не торопятся раскрывать детали сделок с данными свитками. Многочисленные вопросы со стороны участников рынка, экспертов и даже журналистов остаются без ответа: никто не сообщает о том, как предметы были ввезены в страну, на основании каких документов и согласно каким законам заключались сделки купли-продажи и т.д. Оно и понятно: музей и его основатель стараются выставить себя жертвами, а не скупщиками контрабанды. Несмотря на заявления советника Музея Библии о том, что документы по всем сделкам и предметам были в порядке, мы можем с некоторой уверенностью строить предположения на основании прошлых сделок Стива Грина и упомянутого музея.

Так, в 2010 году компания Стива Грина купила глиняные таблички и цилиндрические печати у антикваров из Арабских Эмиратов. В то время как предположительным источником происхождения данных предметов является Ирак, многие музеи которого были разграблены после вторжения американских войск, в таможенной декларации было указано, что артефакты происходят из Турции и Израиля. Таможенная служба США конфисковала предметы, и в 2017 году по итогам длительной судебной тяжбы, которую юристы Стива Грина проиграли, более 5500 объектов было решено вернуть в Ирак. Более того, дальнейшие исследования провенанса (происхождения предметов) позволяют предположить, что и более тысячи других экспонатов музея также незаконно вывезены из Ирака.


Gilgamesh Dream Tablet. Одна из глиняных табличек, незаконно приобретенных Музеем Библии.
Gilgamesh Dream Tablet. Одна из глиняных табличек, незаконно приобретенных Музеем Библии.

В 2019 году Музей Библии снова засветился в скандальных новостях. Стало известно, что как минимум 11 фрагментов древних библейских текстов семья Стива Грина приобрела у Дирка Оббинка, бывшего в 2010 году хранителем этих текстов, принадлежавших Egypt Exploration Society. По итогам длительного расследования предметы были возвращены законному владельцу.

Таким образом, мы видим, как обычно структурирует свои сделки Стив Грин. Происхождение предметов его не беспокоит, как и соответствие документации реальности. В целом, он совершает достаточно типичные ошибки, свойственные многим коллекционерам.

Увлеченный погоней за уникальными артефактами, он стал жертвой стандартной, культивируемой нечистыми на руку дилерами легенды о том, что стоящие предметы можно найти только на черном рынке, что цена там будет существенно ниже. Убеждая в этом своих клиентов, антиквары зачастую преследуют цель обезопасить себя от дальнейших претензий, так как, если сделка купли-продажи не оформлена должным образом, то и гарантий со стороны продавца нет.

Поддельный фрагмент из коллекции Музея Библии.
Поддельный фрагмент из коллекции Музея Библии.

Например, распространена практика продажи так называемых предметов "в стиле". Т.е. вам продают, например, древнеегипетский предмет и тут же предлагают назвать его в документах "изделием в древнеегипетском стиле", т.к. это, по словам продавца, упростит получение разрешительных документов на экспорт. В итоге покупатель с предметом во многих случаях действительно очень просто пересекает границу (если не вызывает интерес таможенников со всеми вытекающими последствиями, в т.ч. и в рамках уголовного права), но получает зачастую именно современное изделие, имитирующее древность. Никаких претензий продавцу он адресовать не сможет.

Иногда, оформляя вполне себе нормальный договор купли-продажи, продавец всячески уговаривает покупателя указать именно в таможенной декларации что-то другое. Так могут указать страну происхождения Вьетнам, а не Таиланд, могут указать другой временной период (например, 500 гг. н.э. вместо 500 гг. до н.э.) или даже неверно обозначить материал, из которого изготовлен предмет.

Поддельный фрагмент из коллекции Музея Библии.
Поддельный фрагмент из коллекции Музея Библии.

В некоторых случаях это делается, дабы избежать обязательных экспертиз при вывозе из страны текущего нахождения предмета и при ввозе в страну покупателя. Несмотря на то, что эти экспертизы не всегда тщательно проводят, риск выявления подделки все же есть, и не малый, т.к. экспертами выступают в зависимости от страны специалисты Минкульта, сотрудники профильных музеев и прочие люди, через руки которых прошло множество подобных предметов. Грубую подделку они распознают с высокой вероятностью, особенно с учетом того, что таких экспертиз будет две: на вывозе и на ввозе.

В других случаях так делают, чтобы опять же обезопасить себя от претензий. Вильям Кандо утверждает, что он продал Стиву Грину оригиналы, а подделки были приобретены последним в каких-то других источниках. Если все документы, в том числе таможенные, были оформлены должным образом, то Стив Грин легко это опровергнет, т.к. уже упомянутая таможенная экспертиза не только описывает предмет, но и содержит его фотографию. Эта экспертиза напрямую связывается с декларацией, в которой содержатся данные и продавца, и покупателя, а значит, и привлечь Кандо к ответственности будет довольно просто.

Поддельный фрагмент из коллекции Музея Библии.
Поддельный фрагмент из коллекции Музея Библии.

Многие скажут, что в современном мире подделать можно любой документ, а значит, и документацию на любой предмет можно также создать с нуля. Отчасти они, вероятно, будут правы, но не стоит считать, что это сделать очень просто. Документы будут проверять как минимум на двух таможнях и в двух госорганах, отвечающих за перемещение культурных ценностей. Кроме того, перемещение некоторых древностей отслеживается госорганами отдельных стран. Так, Министерство культуры Египта внимательно мониторит рынок и передвижение древнеегипетских предметов по всему миру. Мексика также в последнее время активизировалась в этом направлении. Многие другие страны отслеживают древние памятники, которые происходят с их территории.

В некоторых случаях дополнительно оформляется и разрешение на вывоз предмета с территории страны нахождения, и это вовсе не формальная процедура. Например, на один из наших древнегреческих кратеров мы получали лицензию на вывоз в Service Des Musées De France более восьми месяцев.

Стоит отметить, что легальность сделки не только является дополнительной защитой от подделок, но и позволяет в дальнейшем законно владеть предметом, а значит, и продавать его, передавать по наследству и даже, в некоторых случаях, вывозить его в другую страну.


Источники:

  1. Gilgamesh tablet: Bid to confiscate artefact from Museum of the Bible. 20 May 2020, BBC.
  2. Bible Museum Must Send One More Artifact Back to Iraq. Gordon Govier, July 29, 2021. Christianity Today.
  3. Museum of the Bible. Dead Sea Scroll Collection. Scientific Research and Analysis. Final Report, November 2019.
  4. 'Dead Sea Scrolls' at the Museum of the Bible are all forgeries. Michael Greshko, National Geographic, 13.03.2020.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.