Легенда о ягуаре: как убийство шамана определило исход войны между племенами брибри и тирук

Легенда индейцев Коста-Рики. Источник: Hoopes J.W. Sorcery and the Taking of Trophy Heads in Ancient Costa Rica. Перевод: A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru.


Во времена, когда индейцы Панамы (племя тирук) воевали против индейцев Коста-Рики (народ брибри), в уединенном месте жил пожилой мужчина со своей племянницей.

Шаман. Коста-Рика, 600-900 гг. н.э. Коллекция Vilcek Foundation.
Шаман. Коста-Рика, 600-900 гг. н.э. Коллекция Vilcek Foundation.

Жили они вдали от деревень и поселений. В дела других людей не вмешивались. В борьбе за власть не участвовали. Тем не менее им не посчастливилось оказаться на пути военного отряда индейцев тирук.

В тот день мужчина с племянницей отправились охотиться. Он залез на дерево и стрелял в птиц, она собирала падающую вниз добычу. Увлеченные охотой, они не заметили подкравшихся воинов.

Притаившиеся за деревьями индейцы тирук выпустили стрелу и убили мужчину, сидевшего на дереве. Девушку же поймали и пленили. Согласно своим кровавым обычаям, прежде, чем отправиться обратно в свое селение, они отрубили мужчине голову и продели в нее веревку. Именно так обычно переносили подобные трофеи. Однако все пошло не так.

Воин с трофейной головой. Коста-Рика, 500-1000 гг. н.э. Коллекция Denver Art Museum.
Воин с трофейной головой. Коста-Рика, 500-1000 гг. н.э. Коллекция Denver Art Museum.

Не успели индейцы пройти и 200 метров, как веревка оборвалась. Причем выглядело это так, будто сама голова перегрызла ее. "Как странно! Ни одна из голов, добытых нами ранее, не перегрызала веревку, так почему же такое случилось с этой?" - воскликнули воины. Однако они решили продолжить свой путь, насадив голову на палку. Несмотря на то, что и с палки голова постоянно срывалась, индейцы не останавливались. Они меняли палки, каждый раз насаживая свою добычу на новую, и шли дальше.

Через некоторое время индейцы достигли своей деревни в Панаме. Там они решили отпраздновать успешное возвращение из похода. Палку с головой воткнули в землю. Вокруг нее начали ритуальные танцы, а голова тем временем крутилась на палке, будто провожая танцующих взглядом. Глазницы ее мерцали, как светлячки темной ночью.

После завершения празднества голову поместили в хранилище, туда, где находились и все другие, добытые мужчинами этого племени, трофейные головы.

Трофейная голова. Коста-Рика, 500-1000 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.
Трофейная голова. Коста-Рика, 500-1000 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.

Через восемь дней старейшина племени тирук, зайдя в хранилище, увидел в нем множество мышей. Это было странно, однако существенно значения этому не придали. Ах, если бы они знали, чья голова лежит у них в качестве трофея...

Еще через восемь дней в поселении появилась кошка. Она просто прогуливалась по улице, заходя в дома индейцев, но угрозы не представляла, а потому на нее не обращали внимания.

Однако по прошествии следующих восьми дней следы кошки существенно увеличились, и так происходило и в дальнейшем: каждые восемь дней кошка росла. Достигнув определенного размера, она стала есть цыплят и очень быстро истребила их всех. После этого она съела всех взрослых индюков. Затем настал черед свиней.

Индейцы были взволнованы. Они отлично понимали, что дальше будет только хуже. Было принято решение убить кошку, но никто не мог ее найти. Повсюду были только ее следы.

В конце концов хищное животное съело весь скот индейцев тирук, запросто расправившись даже с коровами.

Теперь индейцы были испуганы не на шутку. Глава племени решил, что пришла пора использовать крайние меры. "У нас есть ягуар, не уступающий по размерам тому, что ест скот. Пусть он убьет пришлого хищника." - сказал он.

Метат в виде ягуара. Коста-Рика, 300-700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.
Метат в виде ягуара. Коста-Рика, 300-700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.

В действительности же ягуар племени тирук был существенно больше таинственной кошки, что явно бросилось в глаза, когда два хищника вышли драться. Они напали друг на друга, однако схватка не продлилась долго. Несмотря на то, что таинственная кошка была ниже, она сумела прыгнуть выше ягуара племени тирук и одним укусом убила его.

С этого момента никто из индейцев не выходил на улицу. Как только кто-либо покидал свой дом, его тут же съедала хищная кошка. Люди не ходили на работу, не собирали бананы, не шли на плантации. Лишь когда все стало совсем плохо, вспомнили о плененной девушке. К этому моменту они уже понимали, что появление в деревне ягуара-людоеда напрямую связано с убийством пожилого мужчины во время последнего военного похода. "Давайте используем ее в качестве приманки. Отправим ее на улицу, а когда кошка выйдет к ней, убьем хищника" - предложил один из индейцев.

Так и было сделано. Девушку сначала отправили за бананами, но ничего не произошло. Затем ее и вовсе оставили на улице молоть кукурузу и готовить традиционный атоле, но кошка все не появлялась. Индейцев это успокоило и, понадеявшись, что угроза миновала, они вышли на улицу. Тут-то ягуар и атаковал. Он без жалости съедал всех, кто попадался ему на пути. Убив всех, кто вышел на улицу, хищник стал врываться в дома. Прятавшихся там он волоком тащил наружу и разрывал на части.

Остались в живых люди лишь в том доме, где жила плененная девушка. Они попытались обмануть хищника. Девушку уложили в гамак у входа в жилище, надеясь, что ягуар съест ее. Но кошка легко распознала ловушку и, перепрыгнув через гамак, бросилась на индейцев и съела всех, кроме одного. К этому моменту прошло уже довольно много времени, а потому у плененной девушки был муж. Именно его хищник не стал есть, а просто быстро убил, сказав, что тот был грязным.

Сосуд в виде ягуара. Коста-Рика, 1000-1500 гг. н.э. Коллекция Detroit Institute of Arts.
Сосуд в виде ягуара. Коста-Рика, 1000-1500 гг. н.э. Коллекция Detroit Institute of Arts.

Ягуар обратился к девушке, которая была его племянницей: "Завтра мы отправимся в путь. Подготовь еду в дорогу. Как только услышишь мой рык, мы выступаем." На следующий день они отправились в родные места. Как только они приблизились к знакомому поселению, ягуар снова заговорил с девушкой: "Войди в деревню одна, ведь все испугаются меня в этом обличии. Обратись к мужчинам и скажи, что я пришел. Также сообщи, что я сделал то, что было должно."

Девушка вошла в деревню, прошла к вождю племени и передала ему слова ягуара. В центре поселения стояла скала, внутрь которой вела всегда запертая дверь. Именно туда отвел вождь ягуара. Именно там мужчина, обратившийся хищной кошкой, добровольно провел остаток своих дней. Так завершается история шамана, чье убийство определило исход войны.


Источники:

  • Hoopes J.W. Sorcery and the Taking of Trophy Heads in Ancient Costa Rica. The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. INTERDISCIPLINARY CONTRIBUTIONS TO ARCHAEOLOGY. Springer, Boston, MA, 2007.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika