Блог

Погребальные традиции

Культура Чиму, Доколумбова Америка

Погребальная маска. 1200-1400 гг. н.э., Чиму. National Museum of the American Indian.
Погребальная маска. 1200-1400 гг. н.э., Чиму. National Museum of the American Indian.

Церемония погребения занимала особое место в религии Чиму. Найдены комплексные модели, изображающие как процесс захоронения, так и траурные процессии, предшествующие похоронам. Какая-либо практическая ценность таких моделей непонятна, скорее всего, они несли только религиозную смысловую нагрузку.

Модель из коллекции Археологического проекта Уакас-де-ла-Луна и дель Соль, Трухильо, Перу демонстрирует сцену погребальной процессии. Завёрнутое в ткани тело на длинном шесте несут два человека.

Модель погребальной процессии. Дерево, перья, камень, раковины и хлопковое волокно. Коллекция археологического проекта Уакас-де-ла-Луна и дель Соль, Трухильо, Перу.
Модель погребальной процессии. Дерево, перья, камень, раковины и хлопковое волокно. Коллекция археологического проекта Уакас-де-ла-Луна и дель Соль, Трухильо, Перу.

Похожее изображение носилок представлено и в сцене похоронной процессии из коллекции Krannert Art Museum, Иллиноис.

Модель погребальной процессии. 1400 гг. н.э. Чиму/Чанкай. Krannert Art Museum, Иллиноис.
Модель погребальной процессии. 1400 гг. н.э. Чиму/Чанкай. Krannert Art Museum, Иллиноис.

В захоронения Чиму обязательно помещался погребальный инвентарь, который должен был помочь умершему в загробной жизни. Количество и качество исполнения предметов зависело от статуса покойного. Модель из Трухильо изображает множество людей с подношениями, среди которых четко различимы керамические сосуды, обезьяны и собаки. Также можно заметить, что в качестве подношения выступают также и маленькие дети. Церемонии захоронения знатных людей Чиму часто сопровождались человеческими жертвами. Среди погребального инвентаря также встречаются ткани, золотые, серебряные украшения, изделия из медных сплавов и погребальные маски.

Следующая модель из той же коллекции Археологического проекта Уакас-де-ла-Луна и дель Соль изображает сцену церемонии захоронения. Небольшая открытая площадка, похожая на погребальные пространства цитаделей Чан-Чана, окружена высокими стенами, украшенными морскими мотивами. На возвышении вдоль дальней от входа стены покоится в сидящем положении тело умершего, легко отличимое по бледному цвету кожи. Возле покойного размещены подношения. Музыканты играют на кенах (флейтах), бьют в барабаны. Церемония сопровождается употреблением чичи (алкогольного напитка из маиса), помещенной в большой сосуд.

Модель, изображающая сцену погребальной церемонии. Дерево, камень, ракушка и хлопковое волокно. Коллекция археологического проекта Уакас-де-ла-Луна и дель Соль, Трухильо, Перу.
Модель, изображающая сцену погребальной церемонии. Дерево, камень, ракушка и хлопковое волокно. Коллекция археологического проекта Уакас-де-ла-Луна и дель Соль, Трухильо, Перу.

Интересно, что современные погребальные обряды на этой территории во многом повторяют древние церемонии. Участники траурных процессий по-прежнему несут подношения в виде сосудов с едой и напитками, музыканты играют на флейтах и барабанах, а умершего заворачивают в ткани.

В современной интерпретации ритуала на ткань, целиком покрывающую тело и голову умершего, в области лица нашивается маска. Она призвана увековечить память о покойном. В древние времена маска была символом богатства и статуса и выполняла защитную функцию. Также принято класть в могилу раковину колючей устрицы, чтобы покойного сопровождали комфортные мягкие дожди.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.