Блог

Мезоамериканская игра в мяч: Способ разрешения споров правителей

Игра в мяч в Мезоамерике тесно связана с жертвоприношениями, что прослеживается в многочисленных изображениях и рельефах. Однако существуют определенные сложности с трактовкой смысла этих сцен: не вполне понятно, кого приносили в жертву, когда проводили эти церемонии, и как они непосредственно соотносятся с игрой и ее результатами. Так, если в эпосе майя-киче "Пополь-Вух" в жертву приносили проигравших, то у ацтеков эта участь ожидала скорее победителей.

Игра в мяч. Наярит, 200 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Worcester Art Museum.
Игра в мяч. Наярит, 200 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Worcester Art Museum.

Более того, несмотря на явную связь с жертвоприношениями, игра не всегда сопровождалась таковыми и применялась и в других целях. Так, состязание использовалось как способ разрешения конфликтных ситуаций.

Испанский монах Фрай Хуан де Торквемада упоминает историю, согласно которой конкурирующие правители Ашаякатль (отец Монтесумы II, правитель Теночтитлана) и Шиуитлемок (правитель Сочимилько) играли в мяч, дабы разрешить свой спор. Ашаякатль поставил на кон годовой доход, а Шиуитлемок - несколько земельных участков. Правитель Теночтитлана проиграл, но затем схитрил, убив победителя и устранив таким образом соперника в борьбе за власть.

Состязание Ашаякатля и Шиуитлемока не было уникальным событием. Испанский историк Фернандо де Альва Иштлильшочитль упоминает, что правитель тольтеков Тольпицин играл против трех конкурентов за трон. Победителя в игре признавали правителем всех земель.

Барельеф с изображением игры в мяч. Майя, 600-750 гг. н.э. Коллекция The National Museum of the American Indian, New York.
Барельеф с изображением игры в мяч. Майя, 600-750 гг. н.э. Коллекция The National Museum of the American Indian, New York.

Монтесума II также упоминается в подобном контексте. Он играл против Несауальпилли (правитель Тескоко), дабы доказать, что пророчество жрецов Тескоко о скором падении империи ацтеков ложно. Монтесума II поставил на кон три индейки против всего, что принадлежало Несауальпилли, но проиграл. Пророчество действительно воплотилось в жизнь: в скором времени Тройственный союз пал под натиском испанцев, а сам Монтесума II был захвачен в плен, а затем и убит.

Разрешение споров столь высокого уровня путем спортивного состязания не случайно. Диего Дюран, описывая игру, говорит следующее (перевод специалистов A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):

Основные игроки одной команды, так же как и их оппоненты, стояли в центре, прямо напротив мяча. Таким образом, игру вели подобно тому, как велась битва...

Такое сравнение не случайно, т.к. игра в мяч буквально имитировала сражение. Согласно свидетельствам испанцев, битвы в рамках ритуальных "цветочных войн", которые постоянно вели индейцы, не подразумевали истребление противника.

Целью воинов было скорее заполучить достаточное количество пленников для жертвоприношений, сохранив при этом жизни остальных врагов для последующих сражений. Убийство или пленение предводителя одной из сторон служило сигналом к прекращению кровопролития.

Игрок в мяч. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Museum of Fine Arts, Houston.
Игрок в мяч. Майя, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Museum of Fine Arts, Houston.

Считается, что наибольшее значение имели схватки между ключевыми воинами-героями, что еще более усиливает сходство битвы с игрой в мяч. На многочисленных изображениях состязания обычно представлены лишь 2 игрока, хотя в реальности их было больше. Точно также и в историях о правителях, разрешающих конфликт игрой, не упоминаются их помощники.


Источники:

  1. Christopher Jones. The Rubber Ball Game. A Universal Mesoamerican Sport. Expedition Magazine, 27.2, 1985.
  2. Diego Duran. Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar. Translated and edited by Fernando Horcasitas and Doris Heyden, 1971.
  3. James Fredrick. An Ancient Ballgame Makes A Comeback In Mexico. NPR, 2018.
  4. Mark Cartwright. The Ball Game of Mesoamerica. World History Encyclopedia, 2013.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.