Блог

Расшифровка изображения на Камне солнца, который часто называют Календарем ацтеков

Символ солнца, представленный у основания мирового древа, на восточной стороне мира, на первой странице кодекса Фейервари-Майера, (см. Мировое древо и пять частей света. Кодекс Фейервари-Майера), изображен и на одном из самых широко известных ацтекских памятников.


Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.
Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

Камень солнца часто именуют календарем, т.к. он отражает концепцию времени индейцев науа, но называть его календарем все-таки неверно.

В центральном круге изображен Тонатиу, бог солнца движения (см.

Пять эпох, пять солнечных светил, шесть богов: Кого ацтеки называли богом солнца?). В руках, представленных слева и справа от центрального поля, он сжимает человеческие сердца, а язык его выполнен в виде жертвенного ножа: для движения светила по небу необходимы жертвоприношения.

Такое сочетание элементов изображения, вероятно, было также отсылкой на монстра, символизирующего затмение. Предполагается, что в этом случае центральная часть рельефа была окрашена в черный цвет.

Тем не менее, наиболее распространенная версия исходит из того, что Камень солнца был покрыт красными, желтыми и голубыми пигментами, наиболее характерными для изображений бога солнца.

Иногда центральный образ трактуют и как изображение Тлальтекутли (муж/мужская версия Сипактли), которому также приносили жертвы.

Тонатиу, сжимающий человеческие сердца в руках.
Тонатиу, сжимающий человеческие сердца в руках.

 Солнце движения - это пятое по счету солнце, каждое из которых знаменовало определенную эру. В четырехугольниках вокруг центрального круга представлены четыре прошлых солнца: Солнце ягуара/тигра - сверху справа, Солнце ветра - сверху слева, Солнце огненного дождя - снизу слева, Солнце воды - снизу справа.

Четыре солнца, четыре предшествующие эры.
Четыре солнца, четыре предшествующие эры.

Рельеф, которым выделены элементы центрального круга, формирует глиф "движение", являющийся символом текущей эры - эры Солнца движения.

Глиф
Глиф "движение".

Четыре точки справа и слева уточняют этот глиф: "4 движения" - ацтекское название текущей эры.

Четыре точки. Часть названия текущей эры.
Четыре точки. Часть названия текущей эры.

Слева от верхней части глифа "движение" находится знак Монтесумы II, благодаря чему этот памятник часто датируют периодом правления последнего императора ацтеков (1502-1520 гг. н.э.).

Знак Монтесумы II.
Знак Монтесумы II.

Некоторые ученые считают, что центральное изображение бога солнца даже имело портретные черты Монтесумы II, на что могут также указывать массивные ушные украшения, которые носила исключительно элита ацтеков.

Ушные украшения.
Ушные украшения.

Справа от верхней части глифа "движение" находится дата: 1 текпатль (кремневый нож). В этот год предки ацтеков покинули мифический Ацтлан, чтобы после долгих странствий основать город Теночтитлан.

1 текпатль (кремневый нож).
1 текпатль (кремневый нож).

Круг обрамляющий центральное поле состоит из 20 секций. Образы существ, представленных на этом кольце, связаны с двадцатью днями, составляющими месяц ацтекского календаря. Отсчет ведется от точки, обозначенной верхней частью глифа "движение" в центральном поле, против движения часовой стрелки.

Первым элементом является образ крокодила-Сипактли - богини, чье тело сформировало землю и небо (см. О первых богах и сотворении земли и неба. Мифология ацтеков). Далее идут: ветер, дом, ящерица, змея, череп, олень, кролик, вода, собака, обезьяна, трава, тростник, ягуар, орел, стервятник, движение, кремневый нож, дождь, цветок.

Двадцать дней календаря.
Двадцать дней календаря.

Следующий круг сформирован из секций с пятью точками в каждой. Подобные крестообразные формы из пяти элементов могли символизировать неразрывную связь пространства и времени.

С внешней стороны кольцо обрамлено орнаментом из перьев. Из круга выходят 8 крупных и 56 мелких стреловидных элементов по самому краю (еще восемь полностью скрыты изображениями на внешнем кольце), вероятно символизирующих солнечные лучи. 4 элемента особо выделены. Предполагается, что камень был размещен горизонтально, а самые крупные стрелки указывали на восток (сверху), север (слева), запад (снизу) и юг (справа).

Лучи солнца и стороны света. Связь времени и пространства.
Лучи солнца и стороны света. Связь времени и пространства.

По краю камень опоясывают два мифических огненных змея с человеческими головами, выступающими из их ртов, которые, вероятно, символизируют двух противоборствующих богов-близнецов: Тескатлипоку в образе бога огня и времени Шиутекутли (слева) и Кецалькоатля в образе Тонатиу (справа).

Эти змеи выступают в качестве оси, связывающей верхний и нижний миры, где их раскрытые пасти символизируют подземный мир. Кроме того, ацтеки верили, что Солнце движется по небу на спине огненного змея.

Внешнее кольцо. Огненные змеи. Лики богов и дата создания солнца.
Внешнее кольцо. Огненные змеи. Лики богов и дата создания солнца.

Языки змей соприкасаются, символизируя непрерывность времени и постоянную борьбу богов, олицетворяющих силы созидания и разрушения.

Между хвостами мифических змей находится дата "13 тростник", год создания текущего солнца. В этой точке находятся хвосты змей и именно здесь, с востока, они начинают свой путь по небу с рассветом.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.