Шиупоуалли - солнечный (светский) календарь ацтеков

Свое представление о времени ацтеки заимствовали от предшествующих культур. Нечто подобное ацтекскому календарю существовало еще у ольмеков. В целом, все мезоамериканские календари имели определенное сходство. Так, пожалуй, все народы Мезоамерики имели два календаря: ритуальный и солнечный. Первый исходил из деления года на 260 дней, второй - на 365 дней. Раз в 52 года по солнечному и в 73 года по ритуальному, календари совпадали, знаменуя окончание века.

Фрагмент Флорентийского кодекса (том 2, стр. 500). Бернардино де Саагун, 1547-1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana, Firenze.

Солнечный календарь ацтеков

Календарь Шиупоуалли (счет лет) служил в качестве светского календаря и исходил из деления года "шиуитль" на 18 месяцев по 4 недели из 5 дней каждая. Таким образом, в году было 360 дней. Чтобы привести его в соответствие с астрономическим, добавлялась дополнительная неделя из пяти дней "немонтеми" - "дней, когда все напрасно". Этот период времени считался очень неблагоприятным для каких-либо серьезных дел. Люди старались не выходить из домов и даже не готовить, дабы не привлечь внимание недоброжелательных духов.


Фундаментальной единицей солнечного календаря являлись 20 дней, составлявшие месяц. Отсчет велся непрерывно, каждый месяц начинался с одного и того же знака дня (сипактли), но с разным знаком месяца.

Каждый день имел свое название, определенного бога-покровителя и предзнаменование (хорошее/нейтральное/плохое):

  1. Сипактли (крокодил) - Тонакатекутли ("владыка нашего бытия", бог-созидатель) - хорошее;

  2. Эекатль (ветер) - Кецалькоатль ("пернатый змей", бог ветра и науки) - плохое;

  3. Калли (дом) - Тепейоллотль ("сердце гор", бог гор, ягуаров и горного эха) - хорошее;

  4. Куэцпаллин (ящерица) - Уэуэкойотль ("почтенный старый койот", бог веселья и разврата) - хорошее;

  5. Коатль (змея) - Чальчиутликуэ ("она в одежде из зеленого камня", богиня рек и озер) - хорошее;

  6. Микистли (смерть) - Тексистекатль ("бог морской улитки", бог луны) - плохое;

  7. Масатль (олень) - Тлалок ("тот, кто заставляет растения прорастать", бог дождя) - хорошее;

  8. Точтли (кролик) - Майяуэль ("богиня из агавы", богиня плодородия и пульке) - хорошее;

  9. Атль (вода) - Шиутекутли (бог огня) - плохое;

  10. Ицкуинтли (собака) - Миктлантекутли (бог смерти) - хорошее;

  11. Осоматли (обезьяна) - Шочипилли ("господин цветов", бог красоты, игр и удовольствий) - нейтральное;

  12. Малиналли (трава) - Патекатль ("он из страны лекарств", бог-травник) - плохое;

  13. Акатль (тростник) - Ицтлаколиуки ("кривой обсидиановый нож", бог холода и камня) - плохое;

  14. Оцелотль (ягуар) - Тласолтеотль ("пожирательница грязи", богиня грехов и очищения) - плохое;

  15. Куаутли (орёл) - Шипе-Тотек ("наш владыка в ободранной коже", бог сезонного обновления, сельского хозяйства) - плохое;

  16. Коскакуаутли (гриф) - Ицпапалотль ("обсидиановая бабочка", богиня судьбы) - хорошее;

  17. Оллин (движение) - Шолотль ("чудовище", проводник мертвых) - нейтральное;

  18. Текпатль (кремневый нож) - Чальчиутотолин ("птица, украшенная драгоценностями", бог болезней) - хорошее;

  19. Куиауитль (дождь) - Тонатиу (бог солнца) - плохое;

  20. Шочитль (цветок) - Шочикецаль ("цветочное перо", богиня любви) - нейтральное.

Знаки дней на Камне солнца. Ацтеки, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

Месяцы также имели названия, религиозный подтекст и были посвящены тому или иному божеству. Раз в месяц проводился праздник-обряд, посвященный покровителю. Связь с богом-покровителем и/или обрядом прослеживалась в самом названии месяца.

Названия месяцев и боги-покровители:

  1. Атль Кауало (прибывание воды) - Тлалок, Чальчиутликуэ;

  2. Тлакашипеуалистли (сдирание кожи) - Шипе-Тотек;

  3. Тосотсонтли (малое бдение) - Коатликуэ, Тлалок;

  4. Уэй Тосостли (большое бдение) - Сентеотль, Чикомекакоатль;

  5. Тошкатль (засуха) - Тескатлипока, Уицилопочтли;

  6. Этсалькуалистли (поедание каши из бобов) - Тлалок;

  7. Текуильуитонтли (маленький праздник владык) - Шуишточиуатль, Шочипилли;

  8. Уэй Текуильуитль (большой праздник владык) - Шилонен;

  9. Миккаильуитонтли (маленький праздник мертвых) - Уицилопочтли;

  10. Уэй Маккаильуитль (большой праздник мертвых) - Шиутекутли;

  11. Очпанистли (подметание дороги) - Тласольтеотль;

  12. Теотлеко (возвращение богов) - Тескатлипока;

  13. Тепеиуитль (праздник гор) - Тлалок;

  14. Кечолли (попугай) - Мишкоатль-Камаштли;

  15. Панкецалистли (поднятие флагов) - Уицилопочтли;

  16. Атемостли (воды спускаются) - Тлалок;

  17. Тититль (сжатие или сморщиванние) - Иламатекутли;

  18. Ицкалли (росток) - Шиутекутли.

Позднеколониальное изображение месяцев шиуитля в виде календарного круга. Илл. 1.1. Time, History, and Belief in Aztec and Colonial Mexico, Ross Hassig, 2001.

Пять последних дней года не выделялись в отдельный месяц. В эти дни индейцы не проводили ритуалы. Несмотря на то, что последняя неделя как бы выпадала из календаря Шиупоуалли, эти дни попадали под действие ритуального 260-дневного календаря.

Доподлинно неизвестно, как индейцы корректировали календарь на високосный год. Предполагается, что они либо добавляли дополнительный день раз в 4 года, либо 13 дней раз в 52 года.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12