Была ли бумага у ацтеков

Распространенное заблуждение о технологической отсталости индейцев до прихода в Новый Свет европейцев оказывает существенное влияние на оценку достижений "дикарей" во многих областях. Зачастую можно услышать уверения в том, что бумаги, например, у ацтеков не было, что никаких доказательств ее производства и использования не обнаружено. Все это, конечно, не так. Бумагу ацтеки производили и использовали в огромных количествах, подтверждений этому найдено великое множество.

Бумага имела сакральное значение: ее использовали в качестве подношений, погребального инвентаря, на ней писали своего рода инструкции к различным ритуалам, в одежду из бумаги одевали пленников перед жертвоприношением, из нее делали атрибуты богов и даже облачение жрецов.

Чикомекоатль. Ацтеки, XV-XVI вв. Коллекция Metropolitan Museum of Art.
Чикомекоатль. Ацтеки, XV-XVI вв. Коллекция Metropolitan Museum of Art.

В качестве примера можно привести скульптуру богини кукурузы Чикомекоатль. Она представлена в хорошо узнаваемом головном уборе с розеттами по углам и скрученными элементами в передней части. Этот атрибут богини кукурузы благодаря форме, имитирующей стены, крышу и вход в жилище, получил название «бумажный домик». Во время ритуальных церемоний ацтеки воссоздавали подобные головные уборы из ярко окрашенной плотной бумаги и водружали на голову человека, который временно вмещал сущность богини, персонифицировал ее.

Бумага использовалась в погребальных обрядах. Так, на умершего клали девять листов бумаги. Считалось, что каждый из них может быть использован в качестве пропуска, проходного билета через уровень загробного царства Миктлан, которых было также девять.

Умерший и сопровождающая его собака подносят свитки бумаги владыке Миктлана. Прорисовка фрагмента кодекса Лод.
Умерший и сопровождающая его собака подносят свитки бумаги владыке Миктлана. Прорисовка фрагмента кодекса Лод.

Свертки, рулоны или флаги из бумаги могли выступать и как отдельные подношения богам, которые в рамках различных ритуалов сжигали, зарывали в землю или топили в воде. Так, в водоворот на озере Тескоко погружали целые деревья, украшенные бумажными флагами.

Бумагу использовали и при подношении собственной крови. Например, в некоторых ритуалах, посвященных богине Тласольтеотль, своей кровью окропляли бумажные листы, уложенные поверх пальмовых листьев.

Богиня Тласольтеотль сидит на окропленной кровью бумаге, уложенной поверх пальмовых листьев. Прорисовка фрагмента кодекса Фейервари-Майера.
Богиня Тласольтеотль сидит на окропленной кровью бумаге, уложенной поверх пальмовых листьев. Прорисовка фрагмента кодекса Фейервари-Майера.

Для того, чтобы оценить объем использовавшейся индейцами бумаги, нужно понимать, что форматы листов были вовсе не а4, и даже не а3. Бернардино де Саагун, описывая ритуал, посвященный богу Уицилопочтли, упоминает, что одно из украшений было изготовлено из бумаги длиной более 43 метров, шириной почти 2 метра и толщиной в палец. Его несли несколько мужчин с большой осторожностью, дабы не порвать.

В 2000 году при раскопках в Темпло Майор было обнаружено подношение, получившее числовое название 102. В каменном ящике среди 150 объектов из дерева, ткани, смолы, керамики, камня и прочего находилось и 20 предметов из бумаги.

Подношение 102. Источник фотографии: Tomado de José Álvaro Barrera Rivera et al., “La Ofrenda 102 del Templo Mayor”, Arqueología Mexicana, núm. 48, pp. 70-77
Подношение 102. Источник фотографии: Tomado de José Álvaro Barrera Rivera et al., “La Ofrenda 102 del Templo Mayor”, Arqueología Mexicana, núm. 48, pp. 70-77

Бумага использовалась не только в ритуальных целях. Она нашла применение и в более рядовых сферах. Так, на бумажных носителях описывали войны и завоевания, вели учет дани, фиксировали законы и судебные споры и решения. Тем не менее в бытовых целях потреблялась лишь малая толика колоссального объема использовавшейся ацтеками бумаги.

Кодекс Мендоса наглядно иллюстрирует масштабы ацтекского производства бумаги. Из этого источника известно, что два города должны были поставлять в Теночтитлан в качестве дани 480 000 листов бумаги. Всего же в контексте бумажного производства упоминается 42 города.

Бумага в перечне товаров, отправляемых в Теночтитлан. Фрагмент кодекса Мендоса.
Бумага в перечне товаров, отправляемых в Теночтитлан. Фрагмент кодекса Мендоса.

Несмотря на то, что после прихода испанцев ацтекская бумага была запрещена, технология производства не была утрачена. В отдаленных поселениях индейцы продолжали создавать бумажные листы, украшения и ритуальные предметы.

Производство местной бумаги по традиционной технологии продолжается и в наше время, хотя используются получаемые листы уже больше для создания сувениров для туристов.


Источники:

  1. María de Lourdes Gallardo Parrodi. Conservation of the organic material of the offering 102 of the Great Temple of Tenochtitlan. Mexican Archeology №108.

  2. Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.

  3. Franke J. Neumann. Paper: A Sacred Material in Aztec Ritual. History of Religions, Vol. 13, No. 2. Nov., 1973.

  4. Codex Mendoza, the Mexican Manuscript known as the Collection of Mendoza and preserved in the Bodleian Library, Oxford. Edited and translated by James Cooper Clark. Waterlow & Sons: London, 1938.

  5. Facsimile: Codex Laud, Oxford, Bodleian Library, Ms. Laud Misc. 678, pre-colonial, Akademische Druck- u. Verlagsanstalt (ADEVA) Graz 1966.

  6. True-color facsimile edition of the hand painted manuscript in possession of the Museum of the City of Liverpool. Vol. 26 of the series CODICES SELECTI. Graz 1971.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12
  • LiveJournal