Ацтекский миф о сотворении человека. Кецалькоатль и Шолотль спускаются в Миктлан

После того, как было уничтожено четвертое солнце (см. 5 эпох, 5 солнечных светил, 6 богов: Кого ацтеки называли богом солнца?) и все существа четвертой эпохи обратились в рыб, боги решили снова создать людей. Было решено раздобыть кости обитателей предыдущей эпохи.

Миктлантекутли. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция British Museum.
Миктлантекутли. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция British Museum.

Для этого необходимо было отправить посланника в Миктлан к Миктлантекутли и Миктлансиуатль, мужу и жене, владыкам самого нижнего и северного уровня подземного царства, которые были сами созданы первой четверкой богов-творцов.

Миктлансиуатль. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции British Museum.
Миктлансиуатль. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции British Museum.

В качестве посланников были избраны Кецалькоатль и его духовный двойник Шолотль. Шолотль вызвался потому, что он с каждым закатом провожал солнце в Миктлан и знал путь в царство мертвых. Кецалькоатль же каждое утро вел солнце обратно для того, чтобы оно переродилось на рассвете, а потому знал путь обратно.

Шолотль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.
Шолотль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.

Спустившись в подземное царство, боги вошли во дворец богов смерти. Трон владык был окружен пауками и совами. Прямо перед ним лежали кости умерших.

Кецалькоатль обратился к Миктлантекутли, сказав, что он и его спутник пришли за костями, которые им нужны, чтобы снова заселить землю. Владыку Миктлана эта просьба не обрадовала, т.к. эти кости были частью их сокровищ. Боги смерти не понимали, почему они должны расставаться со своим имуществом, не получив ничего взамен.

Умерший и его собака-компаньон подносят дары Миктлантекутли, владыке Миктлана. Codex Laud. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Умерший и его собака-компаньон подносят дары Миктлантекутли, владыке Миктлана. Codex Laud. Коллекция Bodleian Library, Oxford.

Кецалькоатль ожидал такой ответ, а потому объяснил владыке, что они собираются населить землю смертными существами, которые будут умирать, а их кости снова будут попадать в царство мертвых. Таким образом, Миктлантекутли и Миктлансиуатль ничего на самом деле не теряют, отдавая богам свои сокровища.

Бог смерти обдумал слова Кецалькоатля и ответил, что тот может забрать кости, но только при одном условии: боги-посланники должны были четыре раза обойти царство мертвых, непрерывно играя на трубе Миктлантекутли, которая был сделана из раковины. Раковина была вручена Кецалькоатлю, после чего владыки подземного мира удалились.

Труба из раковины. Ацтеки, 1425-1520 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.
Труба из раковины. Ацтеки, 1425-1520 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.

Как и ожидали боги-посланники, задание оказалось с подвохом. Раковина не была похожа ни на трубу, ни на какой другой музыкальный инструмент: в ней полностью отсутствовали какие-либо отверстия, а потому она не могла издавать звуки.

Шолотль был растерян, но Кецалькоатль нашел выход. Он призвал червей и насекомых, которые прогрызли отверстия в раковине. Затем он поместил внутрь раковины жужжащих пчел. Жужжание пчел, искаженное раковиной и многократно отраженное эхом, звучало так, будто Кецалькоатль и Шолотль непрерывно трубили в трубу. После этого боги-посланники с легкостью исполнили поручение Миктлантекутли.

Кецалькоатль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Cleveland Museum of Art.
Кецалькоатль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция Cleveland Museum of Art.

У владыки царства мертвых не оставалось иного выхода, как отдать Кецалькоатлю и Шолотлю кости умерших. Тем не менее он послал своих слуг, чтобы они устроили западню.

Кецалькоатль и Шолотль знали, что их не собираются отпускать. Они придумали следующий план: Шолотль вернулся и сообщил владыке, что Кецалькоатль оставил кости в подземном мире, в то время как Кецалькоатль как можно быстрее старался унести кости из Миктлана.

Уловка богов-посланников не сработала. Кецалькоатль испугался криков стаи перепелок и упал в яму-ловушку, подготовленную слугами Миктлантекутли. Кости рассыпались, многие из них раскололись, другие поклевали перепела. Именно поэтому люди получились разных размеров.

Погремушка в виде богини Сиукоатль. Ацтеки, 15 век. Коллекция Princeton University Art Museum.
Погремушка в виде богини Сиукоатль. Ацтеки, 15 век. Коллекция Princeton University Art Museum.

Очнувшись, Кецалькоатль собрал кости и покинул Миктлан. Выйдя на поверхность, он обратился к Сиукоатль, богине земли и деторождения, и вместе они измельчили кости. Боги, собравшись вместе, окропили костяную муку своей кровью и так вложили в них жизнь.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12