Наказание за пьянство у ацтеков

Ацтеки считали опьяняющий напиток пульке даром богов. Само его свойство опьянять было священным, исцеляющим. Недаром пульке приобрел его благодаря богу медицины Патекатлю, обнаружившему коренья и травы, запускающие и ускоряющие процесс ферментации напитка. Словом, и богом медицины Патекатль, вероятно, был во много благодаря тому, что он "исцелил" сок агавы, наделив его способностью опьянять.

Патекатль. Кодекс Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Патекатль. Кодекс Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Несмотря на то, что ацтеки считали состояние опьянения ниспосланным свыше, приближающим к богам, дарующим возможность слышать и общаться с высшими силами, злоупотребление алкоголем не поощрялось, о чем свидетельствуют и события изложенные в легенде о Куэштекатле, испившем пять порций пульке, вместо допустимых четырех.

Тем не менее индейцев в колониальных источниках часто выставляют в виде пьяниц. Возможно, после завоевания европейцами все действительно обстояло именно так, однако в доиспанские времена постоянное бесконтрольное употребление алкоголя, по всей видимости, не заканчивалось хорошо. И дело даже не в естественных причинах, таких как пьяные драки или падения с высоты. Так, Диего Дюран ограничивается довольно размытой формулировкой, упоминая, что в рамках "старого закона" запреты и наказания за пьянство были воистину суровыми.

Пьяница падает и разбивает голову. Общая история о делах Новой Испании. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Пьяница падает и разбивает голову. Общая история о делах Новой Испании. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Дабы оценить степень суровости кары можно обратиться к мифологии ацтеков. Так, в легенде о сотворении мира описывается следующая история.

После создания пятого солнца боги породили 400 Небесных Змеев, называемых совместно Сенцон Мимишкоа. Они должны были поить и кормить Солнце. В их обязанности входила охота, например, на ягуаров, которых они затем подносили небесному светилу. Но однажды Небесные Змеи забыли о своих обязанностях. Вместо этого они окружили себя богатством, пьянствовали и даже спали с земными женщинами.

Амулет с изображением головы бога солнца Тонатиу. Ацтеки, 1300-1521 гг. н.э. Коллекция British Museum.
Амулет с изображением головы бога солнца Тонатиу. Ацтеки, 1300-1521 гг. н.э. Коллекция British Museum.

Увидев это, Солнце избрало 5 человек (4 брата и одну сестру) и даровало им оружие: ядовитые дротики и щиты. Т.к. люди не умели обращаться ни с тем ни с другим, солнечное божество обучило их ратному делу, после чего отправило воевать против Небесных Змеев. Это была первая война, которую вели люди. Несмотря на то, что их врагами были по сути боги, люди одержали победу: Сенцон Мимишкоа были уничтожены и превращены в северные звезды.

Таким образом, в мифе наказанием за пьянство является смерть. Письменные источники не только подтверждают это, но и указывают на то, что смерть была вовсе не только мифическим наказанием для алкоголиков.

Три пьяницы и вор. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Три пьяницы и вор. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.

В кодексе Мендоса изображены три человека, два из которых уже были казнены, а третьему лишь предстоит принять смерть. Перед их ртами прорисованы чаши с пульке, что явно указывает на причину казни.

Сверху слева лежит мертвый простолюдин, всю одежду которого составляет набедренная повязка. Его спутанные волосы символизируют хаос, творящийся в его голове, где содержится духовная сущность тоналли.

Ниже расположен юноша из обеспеченной семьи. Он жив, глаза пока раскрыты, но участь его уже предрешена, т.к. богатство не может уберечь человека от кары за пьянство.

Справа сверху лежит мертвая девушка, ведь пороку могут предаваться не только мужчины, а наказание не зависит от половой принадлежности.

Всем им составляет компанию забитый камнями вор, изображенный справа снизу, что приравнивает пьянство к воровству, подчеркивает глубину падения людей, страдающих алкоголизмом.

Пожилые люди в состоянии опьянения. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Пожилые люди в состоянии опьянения. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.

Интересно, что запрет не распространялся на семейных людей, достигших возраста 70 лет. Им разрешалось пить столько, сколько они хотели. Ничего предосудительного в этом ацтеки не видели. Более того, их детям предписывалось следить за своими родителями и оберегать их, пока они находятся в состоянии опьянения.


Источники:

  1. The Essential Codex Mendoza. Translated and edited by Frances F. Berdan and Patricia Anawalt, 1992.

  2. Diego Duran. Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar. Translated and edited by Fernando Horcasitas and Doris Heyden, 1971.

  3. Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12
  • LiveJournal