Ацтекская жвачка: чикл и чапапоте

Индейцы делают и жуют жвачку уже многие сотни, если не тысячи лет. Эта традиция распространена по всей Мезоамерике. Она наложила определенный отпечаток не только на культуру, но даже и на экологическую систему, в т.ч. породный состав лесов. Так, в Кинтана-Роо, в Мексике, высока концентрация деревьев саподилла, что, вероятно, является следствием культивации растения древними майя.

Саподилла. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Саподилла. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Ацтеки делили жвачку на два вида: горную (или дикую) чикл и просто чикл, или чапапоте. Первую получали из натуральных латексов, добываемых из растений (в т.ч. саподилла), вторая представляла собой битумы, намываемые на пляжи побережья Мексиканского залива. Иногда эти два вида смешивали, чтобы улучшить консистенцию.

Дикая жвачка обладает более мягкой текстурой и легким сладким ароматом, который зависит от породы дерева. Она помогает притупить чувство жажды и голода.

Эффект битума несколько иной. Бернардино де Саагун писал, что чапапоте "утомляет голову, вызывает головную боль". Тем не менее жвачка из битума обладала более ярким вкусом и ароматом. Кроме того, ацтеки усиливали эти качества добавками из жженых насекомых и их яиц.

Саподилла. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Саподилла. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Индейцы жевали жвачку ровно по тем же причинам, что и мы сейчас. Они несомненно ценили вкус чикл и чапапоте, на что указывают их эксперименты с добавками и смесями. Однако немаловажной считалась гигиеническая и эстетическая сторона вопроса: обильное слюноотделение и механическое воздействие жвачки очищало зубы, благодаря чему пропадал неприятный запах изо рта, а сладковатый вкус и аромат чикл, иногда усиленный добавками, освежал дыхание.

Чикл не считалась элитным товаром и ее потребление не было ограничено элитными слоями общества. Бернардино де Саагун пишет, что ее свободно можно было купить на ацтекских рынках, среди прочих товаров.

Среди прочего она использовалась и как подношение богам, например, в качестве дополнения или замены ароматических смол. Жвачка даже была важным элементом изображения некоторых богов, но об этом мы напишем в следующий раз.


Источники:

  1. Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.

  2. Jennifer P. Mathews. The Chewing Gum of the Americas, from the Ancient Maya to William Wrigley. University of Arizona Press, 2009.

A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika