Музыка в древних Андах

Музыка в Доколумбовой Америке была важной частью ритуальных церемоний, о чем свидетельствуют в том числе и записи испанских хронистов 16 века. Вероятно, именно по этой причине до нашего времени дошли многие образцы использовавшихся музыкальных инструментов: свистки, небольшие губные флейты, трубы, погремушки, барабаны и путуто (духовые инструменты из раковин). Музыка рассматривалась как способ общения с предками, использовалась для исцеления больных, звучала во время погребальных церемоний, ритуальных процессий и военных походов.


Результаты археологических раскопок указывают на то, что музыкальные инструменты создавались в андском регионе в течение как минимум последних 5000 лет. Так, в Священном городе Карал-Супе, общественно-политическом центре долины Супе, датируемым 3000-1800 гг. до н.э., были найдены великолепные флейты, изготовленные из кости пеликана и кондора.


Флейты. Священный город Карал-Супе, Перу. Кадр UNESCO TV / © NHK Nippon Hoso Kyokai.

Музыка сопровождала и ритуальные церемонии, проводившиеся жрецами культур Куписнике (1500-500 гг. до н.э.) и Чавин (1400-200 гг. до н.э.). Найдены гравированные изображения таких церемоний с фигурами музыкантов, использующих различные инструменты.


Фигура человека с трубой из раковины. Куписнике, 1500-500 гг. до н.э. Коллекция Художественный музей Лимы (MALI).

Человек, вероятно жрец, увековеченный в представленной скульптуре культуры Куписнике, держит в руке трубу, вырезанную из раковины. Такая труба, в зависимости от мастерства музыканта, может издавать вполне мелодичные звуки, а может и реветь, сотрясая стены, внушать ужас и трепет. В наши дни в Перу громкие звуки подобных раковин используются как символ власти на пышных официальных церемониях, в том числе с участием президента страны.


Путуто (духовой музыкальный инструмент из раковины). Найден при раскопках Чавин де Уантар, Перу. Фотография с сайта Университета Станфорда.

Раковины, из которых изготавливали музыкальные инструменты, очень ценились. Этот премиальный товар активно использовался в международной торговле не только в Южной Америке, но и в Мезоамерике, что подчеркивает высокую значимость путуто.


Приближаясь к рубежу эр, нельзя не упомянуть культуру Паракас и их великолепные барабаны из коллекции Музея искусства "Метрополитен". Их форма напоминает барабаны культуры Наска, об одном из которых мы расскажем чуть позже.

Представленная пара барабанов, вероятно, была связана вместе и крепилась на талии музыканта. На тулове барабанов изображены птицы. Некоторые специалисты предполагают, что это колибри и жалобный козодой.


Барабаны. Культура Паракас, Перу, 200-300 гг. до н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

В коллекции Далласского музея искусств находится керамическая труба культуры Паракас. Интересно, что ее длина превышает 140 сантиметров. Для игры на ней, по всей видимости, требовался помощник либо использовались дополнительные приспособления.


Раструб украшен изображением антропоморфной фигуры с огромными глазами и змееподобными отростками на голове. Эти признаки сближают фигуру с большеглазым мифическим существом, которое часто изображали в виде личины. Такое украшение трубы свидетельствует о ритуальном использовании этого музыкального инструмента.


Труба. Культура Паракас, 200-300 гг. до н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Музыка не потеряла своего сакрального значения и в новой эре. В коллекции Музея этнологии (MARKK) в Гамбурге находится керамическая флейта культуры Наска. Очень тонкая работа во всех смыслах этого слова. Толщина стенок немногим более одного миллиметра. Несколько трубок соединены в ряд. При изготовлении предмета мастер учел поведение глины при обжиге и добился музыкального звучания инструмента.


На поверхности предмета изображено Антропоморфное мифическое существо, с ростком в правой руке и отрубленной трофейной головой в левой руке.


Флейта. Культура Наска, Перу, 200-600 гг. н.э. Коллекция Музея этнологии MARKK, Гамбург.

Другим примером особого отношения к музыке в культуре Наска является керамический барабан с изображением шамана из коллекции Музея Ларко в Лиме.


Керамический барабан. Культура Наска, Перу, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Кожа натягивалась на нижнюю неокрашенную часть. Форма барабана напоминает мумию, что подчеркивает значение культа предков в верованиях индейцев. Многочисленные изображения змей, которые опутывают фигуру шамана, символизируют источники воды, столь ценные на засушливом южном побережье Перу. В виде стилизованных звезд, вероятно, изображали кактус Сан-Педро, который использовался в качестве психотропного вещества во время ритуальных церемоний. Поперечный разрез этого растения напоминает звезду.


Музыкальные инструменты культуры Моче, дошедшие до нашего времени, поражают разнообразием форм и размеров. Стоит упомянуть такой тип предметов, как свистящие сосуды, один из которых есть и в нашей коллекции. Описание символики изображения этого предмета вы можете прочесть у нас на сайте: Cосуд в виде фигуры слепого с собакой, Моче (500-750 гг. н.э.).


Музыкальный сосуд. Культура Моче, 500-750 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.

Музыкальные или свистящие сосуды представляют собой однокамерные или двухкамерные емкости. Свистящие отверстия обычно замаскированы в фигурном изображении на тулове: в голове птицы, во рту или в глазах человека. Способ применения таких музыкальных инструментов не вполне понятен. Воздух вдуваемый в носик, производит звук похожий на свист. Если же в емкость небольшой струей наливать жидкость, либо переливать содержимое не до конца наполненного двухкамерного сосуда из одной камеры в другую, звук напоминает щебетание птицы. Естественно, многое, в том числе и звучание, зависит от формы тулова и горла и количества свистящих отверстий. Подобные сосуды можно найти как у более ранних (в т.ч. Викус, Паракас, Виру), так и более поздних культур (в т.ч. Чиму, Ламбаеке, Инки).


Для примера приведем великолепный свистящий сосуд из коллекции Музея Ларко в Лиме.


Музыкальный сосуд. Чиму, 1300-1532 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Скульптурная композиция на тулове изображает процесс ритуального потребления чичи и танца. Вероятно, таким образом представлена церемония почитания предков. Среди изображенных людей можно увидеть и музыканта, играющего на барабане.


Музыкальные традиции не исчезли и после завоевания европейцами. Свидетельством этого являются в том числе многочисленные изображения музыкантов на сосудах инков. В коллекции Далласского музея искусств находится церемониальный кубок керо с одним из таких сюжетов.


Керо. Инки, 17-18 вв. н.э. Коллекция The Dallas Museum of Art.

Детали костюма музыкантов и форма сосуда, заимствованная у испанцев, указывают на то, что время создания этого предмета относится к 17-18 вв.


Музыка была неотъемлемой частью жизни людей в древних Андах. Инструменты украшались изображениями наркотических растений, мифических существ, божеств, что указывает на большое значение придаваемое звуку, мелодии при проведении магических обрядов, ритуалов подношения, церемоний поминовения предков и погребения. Музыкальные традиции были настолько сильны, что не были уничтожены даже после покорения коренных народов европейцами.


Мы много не знаем о звучании музыкальных инструментов прошлого, о способах их применения, как не знаем и контекста ритуалов и не обладаем точными сведениями о религии. Нам остается только еще раз посмотреть на удивительные артефакты и поразиться мастерству ремесленников, их создавших.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12