Шедевры индейского искусства: Туника правителя Инков

Туника всех токапу - уникальный предмет. Это единственная сохранившаяся до наших времен туника правителя инков. Только ему было позволено носить подобные одеяния.

Правитель Инка Рока. Автор неизвестен, 1616. Коллекция J. Paul Getty Museum, Los Angeles.

Удивительно, что эта туника вообще сохранилась. Тело правителя Инков, прямого потомка бога солнца Инти, было священным. Считалось, что все предметы, к которым он прикасался, вбирали в себя его духовную сущность. Их собирали, хранили и сжигали раз в год на церемонии почитания бога Инти. Прах развеивали по ветру. Тунику ожидала та же участь, но этого не произошло. Дело в том, что она не была сшита до конца. Плетение полотна ткани было завершено, но вышивка по краю не была закончена. Вероятно, это было связано с тем, что к моменту окончания работы правителя Инков уже не существовало. Скорее всего, Туника предназначалась одному из преемников правителя Уайна Капак.

Туника всех токапу. Инки, 1450-1540 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks, Washington.

Узор состоит из множества геометрических мотивов, вписанных в квадраты. Такие квадраты назывались Токапу. Каждый из них символизировал связь с группой людей, территорией, местом или ролью в обществе. Они иногда встречались на туниках Инков, но обычно не покрывали всю площадь одеяния, а были локализованы у ворота или на поясе. Само наличие таких узоров на одежде указывало на очень высокий ранг человека, т.к. законы жестко ограничивали круг людей, имевших право на их ношение.

В случае же Туники всех токапу квадраты покрывают всю поверхность ткани. Кроме того, количество использованных разновидностей узоров несравнимо ни с какой другой известной тканью.

Туника всех токапу (обратная сторона). Инки, 1450-1540 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks, Washington.

Один из токапу на тунике полностью имитирует одеяние из коллекции Metropolitan Museum of Art. Франсиско де Херес описывая встречу Франсиско Писарро и императора Инков в 1532 году, отметил, что именно такие туники носили воины, сопровождавшие императора.

Туника. Инки, 16 в. н.э. Коллекция Metropolitan Museum of Art.

Некоторые из токапу можно увидеть на других туниках и их фрагментах, но ни на одной другой ткани нет такого количества разных узоров.

Фрагмент одежды. Инки, 1450-1530 гг. н.э. Коллекция Amano Precolumbian Textile Museum, Lima.

Ткани с токапу долгое время не давали покоя многим исследователям, считавшим, что эти замысловатые узоры и их сочетания представляют собой не что иное, как письменность Инков. Узелковое письмо не было письменностью в полном смысле, т.к. кипу могли содержать лишь определенные послания, для расшифровки которых необходимо понимать их примерное содержание. Исследователи руководствовались следующей логикой: если есть письма, то должны быть и хранилища информации, которые невозможны без письменности. Как бы оно ни было на самом деле, все попытки расшифровать ткани с токапу пока не увенчались успехом.

Кипу. Инки, 1400-1570 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Лучшие ткани Инков создавали избранные женщины, которых свозили со всей империи. Эти женщины также производили чичу и подавали ее на празднествах. Трудились они в отдельных зданиях, которые, вероятно, были местом их заточения. Туника всех токапу, по всей видимости, была создана в одной из таких мастерских.

Качество плетения великолепное: плотность примерно 100 нитей на 1 кв. см. Использовались хлопковые нити основы и шерстяные нити утка. Использование шерсти для таких тканей легко объяснимо, т.к. ее значительно легче окрасить, а получаемые цвета более яркие и глубокие.

Вся туника представляет собой единое полотно. Узкое горло в верхней части изображения было создано с помощью специальной техники плетения, т.к. любой разрез на готовом изделии разрушает camac (духовную сущность) ткани. По этой же причине тунику не могли сшить из кусков, что, вероятно, было бы удобнее.

Традиционная техника плетения ткани. Источник: Weaving the world. Techniques and modes of Self in the Quechua-speaking community of Inkawasi (Lambayeque, Peru). Luz Martínez, 2015.

На иллюстрации представлен метод плетения небольших простых тканей. Для Туники всех токапу скорее всего использовалась стационарная, а не ручная рама.

Цвет также имел значение. Красные и темно-синие оттенки не применялись на тканях низкого качества. Красный цвет получали из тел мелких насекомых, живущих на кактусах. Сбор этих насекомых чрезвычайно трудоемкий процесс, особенно с учетом того, что краситель получают только из тел женских особей. Темный индиго выделяют из растений (индигофера, черная кукуруза, черный картофель вителот и т.д.). Процесс получения и окрашивания также очень трудозатратен. Интересно, что цвет индиго стал использоваться на тканях древних народов Перу примерно за 1 500 лет до первых подтвержденных случаев в Старом Свете.

Слева текущий вид туники. Справа реконструкция первоначального вида. Andrew J. Hamilton. Иллюстрация к лекции прочитанной в Yale University Art Gallery.

Изначально Туника всех токапу выглядела несколько иначе. Текущий вид она приобрела в результате выгорания ряда пигментов: в основном темно-синего, который теперь выглядит как бежевый.


A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.

Коллекция предметов доколумбовой Америки: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika

© 2017  A-Gallery | Designed by A-Gallery Team |

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Белый Pinterest Иконка
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • Houzz - Белый круг
  • zen-icon12