Блог

8 комплексных сюжетов в иконографии индейцев моче

В искусстве моче при всем его разнообразии встречаются определенные повторяющиеся из раза в раз сюжеты и образы. Исследователи выделили такие изображения и разбили их на определенные темы, некоторые из которых приведены ниже. Обычно они описывают взаимодействие сил потустороннего мира и мира людей в рамках обрядов и церемоний. Эти сюжеты позволяют нам заглянуть в прошлое, реконструировать ритуальные практики индейцев моче.

Погребальная тема


Сцена погребения. Моче, 100-800 гг. н.э. Прорисовка изображения на сосуде из коллекции Fowler Museum at UCLA, Los Angeles.
Сцена погребения. Моче, 100-800 гг. н.э. Прорисовка изображения на сосуде из коллекции Fowler Museum at UCLA, Los Angeles.

Эти сцены изображают весь процесс погребения знатного человека, включая различные подготовительные этапы. Всю церемонию можно условно разделить на три части: подношение раковин, жертвоприношение и непосредственно захоронение.

Раковины обычно подносят человеку или антропоморфному персонажу, явно знатного происхождения, чей статус подчеркнут, например, элементами одеяния или троном.

В качестве жертвы выступает обнаженная женщина. Она окружена множеством разрывающих ее птиц.

Самого усопшего опускают в глубокую шахту. Процесс захоронения иногда сопровождается дополнительными жертвоприношениями животных, подношениями керамики и прочих предметов.

Сцена подношения или жертвоприношения


Стремевидный сосуд со сценой жертвоприношения. Моче, 500-700 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.
Стремевидный сосуд со сценой жертвоприношения. Моче, 500-700 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Изображение обычно разделено на несколько частей, часто на две. В одной из них представлены сцены казни пленников, которым, судя по всему, перерезают горло. Кровь при этом собирают в чаши.

Иногда вместо казни изображают сцены битвы. Встречаются и другие сюжеты.

В другой части изображения представлены сверхъестественные существа, которым подносят чаши, вероятно, с кровью жертв.

Бунт вещей


Стремевидный сосуд с изображением восстания вещей. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.
Стремевидный сосуд с изображением восстания вещей. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Различные предметы, такие как булавы и дубины или даже одежда приобретают антропоморфные признаки и восстают против своих хозяев.

За происходящим наблюдает женщина, вероятно, жрица или богиня.

Подобная история изложена в мифе о сотворении человека в эпосе майя-киче Пополь-Вух: боги решили уничтожить деревянных людей и тогда все существа и даже неодушевленные предметы напали на своих хозяев.

Сцена с лодками


Стремевидный сосуд с изображением сцены с лодками. Моче, 100-800 гг. н.э. Коллекция Fowler Museum at UCLA, Los Angeles.
Стремевидный сосуд с изображением сцены с лодками. Моче, 100-800 гг. н.э. Коллекция Fowler Museum at UCLA, Los Angeles.

Обычно включает в себя изображения двух лодок из тростника, между которыми прорисованы морские животные или чудища.

На каждой лодке находится по одному персонажу. На первом судне фигура изображается сидя на коленях, в руках находится весло.

В другой лодке часто представлена женщина, либо богиня. Она также сидит на коленях и держит в руках какой-то предмет, похожий на сумку.

Существует множество вариаций этой сцены, в т.ч. с двумя гребцами, ловлей рыбы, с антропоморфными лодками и даже вовсе без лодок.

Церемония с палками и бобами


Стремевидный сосуд со сценой гадания на бобах. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.
Стремевидный сосуд со сценой гадания на бобах. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Две фигуры людей, либо существ с антропоморфными признаками, лежат на животе или сидят на возвышениях, часто ступенчатых. В руках персонажи держат предметы, похожие на палки.

Вокруг фигур изображены многочисленные бобы, покрытые различными узорами.

Предполагается, что данные сцены описывают один из обрядов гадания.

Ритуал водяной лилии


Стремевидный сосуд с изображением сцены ритуального бадминтона. Моче. Иллюстрация к статье Bringing Back Moche Badminton, Archaeology Magazine, May-June 2019. Фотография из архива Christopher Donnan.
Стремевидный сосуд с изображением сцены ритуального бадминтона. Моче. Иллюстрация к статье Bringing Back Moche Badminton, Archaeology Magazine, May-June 2019. Фотография из архива Christopher Donnan.

Этот сюжет также называют церемониальным бадминтоном. Различные персонажи, в т.ч. люди, мифические и сверхъестественные существа, участвуют в неком состязании. Цель, вероятно, заключается в том, чтобы метнуть дротик в объект, покрытый перьями, который иногда привязывают веревкой к палке.


Ритуальный бег


Стремевидный сосуд с изображением сцены ритуального бега. Моче, 450-550 гг. н.э. Коллекция Gardiner Museum, Toronto.
Стремевидный сосуд с изображением сцены ритуального бега. Моче, 450-550 гг. н.э. Коллекция Gardiner Museum, Toronto.

Люди, антропоморфные существа, а иногда и бобы бегут по пустынной местности. В руках они несут небольшие мешочки или ветки. Их головные уборы, как правило, чередуются, разделяя участников состязания на две команды. На заднем плане часто прорисованы бобы.

Подробнее в статье Ритуальные бегуны моче: Зачем они бегут и куда держат путь.

Потребление коки


Сосуд с изображением ритуала потребления коки. Моче, Перу, 500 - 700 гг. н.э. Коллекция Museo de Arqueologia de la Universidad de Trujillo. Прорисовка Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963-2011.
Сосуд с изображением ритуала потребления коки. Моче, Перу, 500 - 700 гг. н.э. Коллекция Museo de Arqueologia de la Universidad de Trujillo. Прорисовка Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963-2011.

Обычно изображены два и более персонажа в положении сидя или стоя. Над их головами дугой изогнута двуглавая змея (?). В руках изображенные удерживают тыкву и палочки.

На заднем плане все пространство неба покрывает точечный узор. Таким образом, вероятно, изображали звезды, указывая на время проведения ритуала.


Источники:

  1. Березкин Юрий Евгеньевич. Мифология мочика (Перу). «Советская Археология», № 4, 1972.
  2. Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche archive, 1963-2011. Dumbarton Oaks Research Library and Collection.
  3. Lizzie Wade. Bringing Back Moche Badminton. Archaeology Magazine, May-June 2019.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.